Имперские амбиции. Ядерная сделка США с Ираном должна пройти по-хорошему или никак
В октябре президент Соединенных Штатов Дональд Трамп отказался подписывать разработанное еще при Бараке Обаме соглашение по ядерному оружию Ирана и заявил о том, что эта страна не соблюдает условия договоренности. На Трампа обрушился шквал критики от европейских лидеров, России, Китая и многих американских экспертов и политиков (включая соратников из его собственной администрации).
Само соглашение, обсуждение которого началось в 2015 году, обязало Иран постепенно снижать темпы разработки ядерного оружия в ближайшие 10 лет. Примечательно то, что Обама стремился лишь замедлить, а не полностью прекратить попытки Ирана на пути к тому, чем сейчас занимается Северная Корея, — разработке атомного оружия и наращиванию ядерной мощи в будущем. Более того, Ирану дали полную свободу действий в плане проектирования баллистических ракет, которые могут доставить оружие массового уничтожения в США, не говоря уже о Европе и соседях Ирана на Ближнем Востоке, прежде всего Израиле.
Переговоры по данному вопросу бывший президент вел настолько неважно, что даже не настаивал на том, чтобы Иран прекратил масштабную поддержку терроризма, вопиющие нарушения прав человека, подавил свои имперские амбиции по навязыванию интересов Тегерана в Сирии, Ираке, Ливане и Йемене (расположенном на одном из самых стратегически важных водный путей) и закончил попытки заручиться поддержкой Египта, Саудовской Аравии и стран Персидского залива.
Позиция Трампа и Конгресса
Основная претензия к Трампу в том, что Иран технически вроде и не нарушал договоренность. Поэтому к чему нам волноваться о том, что будет позднее? — ведь сейчас можно наладить отличное торговое сотрудничество с этим некогда отвергнутым всеми государством. В конце концов, остаться в выигрыше могли бы даже Соединенные Штаты, как это показала сделка компании Boeing на $17 млрд.
Жестокий режим иранских религиозных лидеров в погоне за легкими деньгами надеется на инертность собственных граждан (коммунисты, наверно, съязвили бы, что капиталистические страны продают врагу веревку, на которой их самих и повесят). Иран сейчас полным ходом расширяет свою программу разработки ракетных боеголовок, щедро финансируя своих приспешников (главным образом террористическую группировку «Хезболла», в распоряжении которой 150 000 ракет, готовых к запуску против Израиля), и направляя собственные военные силы, а также отряды, завербованные в Афганистане и Пакистане, для реализации своих имперских устремлений в регионе. Кроме того, внутри страны иранские власти жестко пресекают любое инакомыслие и ущемляют права меньшинств. И конечно же, иранцы не забывают время от времени арестовывать американцев по каким-нибудь нелепым обвинениям.
А в довершение ко всей абсурдности происходящего стоит добавить интересный факт: соглашением совсем не предусмотрены меры контроля, и поэтому никакие международные инспекторы не следят за работой военных учреждений и лабораторий в Иране и не могут с уверенностью сказать, что условия соглашения действительно соблюдаются.
Президент Трамп не отказался от договоренности, хотя имеет на это право, ведь Обама в свое время решил не выдвигать соглашение на ратификацию Сенатом в качестве договора. Предшественник действующего президента не смог даже получить большинство голосов Конгресса для одобрения документа. На самом деле подавляющее большинство официально высказалось против. Тем не менее «совместный комплексный план действий» получил законную силу с одной лишь подписью Обамы.
Это исполнительное соглашение, международный эквивалент президентского указа, не более того. Тем не менее Обаме удалось приостановить действие санкций, которые долгие годы были повесткой дня с подачи международного сообщества. Естественно, другие страны последовали примеру и теперь ясно дают понять, что совсем не заинтересованы в возобновлении ограничительных мер.
Однако даже по этому соглашению США имеет право забить тревогу, если поймет, что безопасность страны под угрозой. А за отказом от соглашения могут последовать новые целевые санкции по прочим многочисленным нарушениям Ирана как, например, его программа разработки боеголовок.
Право на это имеет Конгресс, но, учитывая его текущую неспособность принимать хоть какие-то решения, ожидать от него чего-либо попросту нет смысла (сейчас даже ходит шутка о том, что если хочешь остановить процесс старения, скажи о нем Конгрессу — и он тут же его запретит). На первых ролях теперь Белый дом.
Если бы торговым партнерам США пришлось выбирать между американским и иранским рынками, их выбор был бы очевиден.
Нельзя забывать об очевидном кризисе, спровоцированном Северной Кореей. Так почему же мы не можем сделать все от нас зависящее, чтобы подобный сценарий не повторился с исламистами в Иране? Несмотря на неприемлемую сделку Обамы с Ираном, наш принцип должен быть ясен: по-хорошему или никак.
Пока что, к счастью, администрация Трампа не собирается терять время зря и сидеть на пороховой бочке сложа руки. Министерство финансов США только что объявило мощный Корпус Стражей Исламской революции, контролирующий треть всей экономики Ирана, террористической организацией. Это позволит Америке наложить на ближневосточное государство болезненные санкции. Более того, необходимо пойти еще дальше и наложить парализующие санкции на группировку «Хезболла». Прочие меры включают запрет полетов над определенными районами Сирии — это поможет сорвать планы иранской экспансии.
С ядерным оружием и имперскими амбициями крайне религиозный и фанатичный Иран представляет собой куда бóльшую опасность, чем Северная Корея, — и на более долгий срок. Назначение нового председателя Федеральной резервной системы США должно стать стимулом к тщательной и столь необходимой проверке целей ведомства и принципов, на которых основывается его деятельность.
Однако этого не произойдет. По никому не известным причинам, психология большинства людей не приспособлена к обсуждению вопросов денежной политики и, как следствие, тема не получает достаточного внимания общественности — вот почему Федеральной резервной системе сходит с рук любое превышение полномочий, а Конгресс лишь смотрит на все это сквозь пальцы.
Джером Пауэлл, которого Трамп после отставки Джанет Йеллен назначил новым руководителем Федеральной резервной системы, даже словом не обмолвился о вопросах к деятельности крупнейшего центрального банка в мире. Будучи на протяжении 5 лет членом Совета управляющих Федеральной резервной системы, он всегда был готов к сотрудничеству. Вероятно, он еще всех удивит и выведет 95 тезисов Федерального резерва подобно тем, что в свое время для христианства сформулировал Мартин Лютер. Ниже о том, над чем Пауэллу можно задуматься.
Вера в экономику
Святая вера в то, что Федеральная резервная система может конструктивно направлять развитие и обеспечивать эффективность экономики. Вера экономистов и законодателей в то, что экономикой можно управлять как автомобилем, за долгие годы стала для них непреложной истиной. По их мнению, задача Федерального резерва также в том, чтобы не допускать опасных перегрузок системы или замедления ее темпов.
Ни Федеральная резервная система, ни любой иной центральный банк в мире уже не состоянии контролировать экономику, как это в далекие времена делали советские власти. Да и как, напрашивается вопрос: в США проживают 330 млн человек, по всему миру — 7 млрд человек, а еще есть несчетные организации и предприятия, которые вместе производят более 100 млрд финансовых операций в день.
Единственный разумный вопрос сейчас звучит следующим образом: насколько крупным будет ущерб, нанесенный экономике Федеральным резервом в тщетном стремлении к ее полному контролю? С 2008-2009 годов ответ не изменился: потери будут огромными. В условиях финансовой паники нужно реагировать решительно и быстро. Но впоследствии Федеральная резервная система жестко подавляет рост процентных ставок (этакий эквивалент регулированию цен и арендной платы). Все это в совокупности с непрестанными попытками смягчить денежно-кредитную политику мешает привычному функционированию кредитных рынков и делает их менее доступными для обычных людей, а также для мелких или новых предприятий.
Вера в кривую Филлипса
Доходящая до крайностей вера в кривую Филлипса. В Федеральном резерве не могут отделаться от мысли, что благополучие провоцирует инфляцию и что искусственное стимулирование безработицы, то есть лишение миллионов людей работы, чудесным образом всех спасет. Кроме того, некоторые уже лет десять твердят, будто для вывода экономики из состояния оцепенения, длящегося с 2008-2009 годов, нужно поднять уровень инфляции. Опыт реальной жизни доказал абсурдность таких суждений.
Большие надежды на тотальное регулирование банков и любых иных финансовых учреждений. С подачи официального Вашингтона Федеральная резервная система и другие ведомства с упоением навязывают банкам десятки тысяч новых правил — якобы для того, чтобы предотвратить новый потенциальный кризис. Если на минуту отвлечься от того, что банки и так являются сферой с наибольшим количеством ограничений и механизмов регулирования, то можно прийти к выводу (не самому приятному для властей): если бы все эти механизмы появились еще 10 лет назад, катастрофы не удалось бы избежать все равно. Суть проблемы — в слабом долларе.
Вера в плавающий доллар
Любые рынки стабильнее всего работают при фиксированных единицах измерения. Все понимают, в какой хаос превратилась бы жизнь, будь количество минут в часе или грамм в килограмме переменной величиной. То же и с деньгами, цель которых — измерение ценности. С самого 1791 года, когда первый министр финансов США Александр Гамильтон установил стоимость американской валюты в привязке к золотому стандарту, вплоть до краха экономики страны в начале 70-х годов прошлого века, американский доллар имел фиксированную стоимость. Средний рост экономики с тех пор резко упал, и о совпадениях говорить не приходится.
Перевод Антона Бундина