Подпорка под трубу: Германия напомнила США о своих интересах в «Северном потоке-2»
Германия должна быть более настойчивой в отстаивании своих внешнеполитических интересов и меньше зависеть от решений США на международной арене, в том числе в таких вопросах, как антироссийские санкции и проект газопровода «Северный поток-2». Об этом заявил во вторник, 5 декабря, министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль.
В своем выступлении в Берлине на форуме по внешней политике, организованном фондом Кербера, Габриэль отметил, что традиционная безоговорочность, с которой США воспринимаются в роли защитника западных интересов, начинает разрушаться. «Отступление США от этой роли на международной арене происходит не из-за политики только одного президента. И эта ситуация принципиально не изменится после следующих выборов», — цитирует слова главы германского внешнеполитического ведомства агентство Reuters.
Габриэль отметил, что Германии следует продолжать инвестировать в свое сотрудничество с Соединенными Штатами в качестве торгового партнера, но быть более настойчивой в отстаивании собственных интересов в случае, когда интересы Берлина и Вашингтона расходятся. В качестве примера министр привел новые санкции против России, указ о введении которых президент США Дональд Трамп подписал в августе 2017 года. Эти санкции могут сказаться на энергоснабжении Германии, поскольку направлены против новых российских газопроводов.
Трамп против интересов Европы?
Среди других шагов президента Трампа, которые идут вразрез с интересами Германии, Габриэль назвал попытки США выйти из ядерной сделки с Ираном и признать Иерусалим столицей Израиля.
Зигмар Габриэль заявил, что Германия не может позволить себе ждать решений из Вашингтона или просто реагировать на них. Берлин должен вырабатывать позицию исходя из собственных интересов и в случае необходимости обозначать «красную линию», за которую нельзя заходить партнерам».
Немецкий министр заявил, что «отказ» США от роли гаранта западных ценностей дает возможность России и Китаю заполнить пространство, которое Вашингтон занимал в мировом порядке в послевоенный период. В том числе в Сирии и в товарообмене со странами Азии. Пассивность сильнейшего союзника Германии несет в себе риски, и «вынуждает нас действовать», отметил Габриэль.
Его заявления отражают разочарование Берлина в векторе внешней политики Трампа под лозунгом «Америка прежде всего», который подразумевает выход США из Парижского соглашения по климату, требования от союзников по увеличению расходов в НАТО, нападки на положительное сальдо торгового баланса Германии с США.
Встреча в Санкт-Петербурге
Свою речь в фонде Кербера глава МИД Германии произнес всего через несколько дней после встречи в рамках российско-германского сырьевого форума в Санкт-Петербурге с вице-премьером Аркадием Дворковичем (29 ноября) и своих переговоров в Вашингтоне с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном (30 ноября).
По итогам встречи в северной столице Дворкович заявил, что на ней обсуждался проект «Северный поток-2». «Конечно, у нас одинаковые позиции, мы считаем, что надо реализовывать этот проект», — сказал Дворкович.
По итогам переговоров в Вашингтоне глава пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт рассказала, что на них шла речь об отношениях с КНДР и гуманитарном кризисе в Йемене. Она отметила, что тема строительства «Северного потока-2» в ее присутствии на переговорах не упоминалась. При этом, отметила она, Тиллерсон и Габриэль могли обсудить газопровод в ходе личной встречи.
Науэрт пришлось также прокомментировать заявление, сделанное 29 ноября заместителем помощника госсекретаря в Бюро энергетических ресурсов Госдепартамента США Джоном Маккарриком на конференции по сжиженному газу в Лиссабоне. Чиновник Госдепа прямо заявил, что власти США «не видят вероятности того, что «Северный поток – 2» может быть построен».
Он отметил, что газопровод является политическим проектом российского правительства и призван лишить Украину транзитных платежей. И сообщил, что если «Газпрому» сумеет договориться о строительстве «Северного потока-2», то Вашингтон изучит «контуры» сделки на предмет возможных санкций в отношении согласившихся на участие европейских компаний. Но «есть ряд причин, почему это не должно произойти». «Суть в том, что мы против этого. Мы не считаем, что это случится, так что почему я должен рассматривать какие-либо другие варианты или возможности?» — пояснил Маккаррик.
Пресс-секретарь Госдепа Науэрт со своей стороны отметила, что «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» усилят доминирование России на газовых рынках Европы. Проект «Северный поток-2» даст возможность сконцентрировать на одном маршруте около 75% российского импорта газа в ЕС, что сделает Европу уязвимой.
Кроме того, напомнила Науэрт, газопровод лишит Украину доходов от транзита российского газа в Европу в размере $2 млрд в год. Проект «Северный поток-2» (Nord Stream 2) предполагает строительство к 2019 году двух ниток газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Пропускная способность газопровода — 55 млрд куб. м в год. Для реализации проекта в Швейцарии создана компания Nord Stream 2 AG, которая полностью принадлежит «Газпрому».
В апреле 2017 года пять компаний, в том числе немецкие Wintershall и Uniper, французская ENGIE, австрийская OMV и нидерландско-британская Royal Dutch Shell подписали соглашение о финансировании 50% проекта «Северный поток-2». Вклад каждой из компаний должен составить €950 млн. Общая сумма финансирования — €4,75 млрд. Российский «Газпром» обещает вложить в проект в 2017 году около 111 млрд рублей.