К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Этнический капитал. Китайские диаспоры начали захватывать экономики стран мира

Фото Song Wen / Zuma / TASS
Фото Song Wen / Zuma / TASS
Китайская иммиграция, начавшаяся еще в колониальную эпоху, способствовала экономическому и индустриальному развитию принимающих стран, которым не хватало рабочей силы. Но теперь китайские мигранты смогли создать влиятельные диаспоральные структуры и сформировать крупный бизнес по всему миру

В современных международных отношениях многие малые по размеру государства с ограниченными ресурсами используют фактор своих этнических общин, разбросанных по всему миру. Помимо политического лоббирования интересов государства происхождения диаспоры играют значимую роль в обеспечении экономической безопасности исторической родины. Говоря об этом феномене в мировой политике, эксперты, как правило, приводят классические примеры еврейской и армянской диаспор. Однако диаспоральный инструмент используется не только малыми государствами, но и такими крупными мировыми державами, как Китай.

Многомиллионные китайские общины внесли большой вклад  в процесс национального развития и благосостояния как принимающих стран, так и Пекина. Достаточно отметить, что помимо мировых экономических лидеров и страны с формирующимся рынком Восточной Азии имеют значительную часть китайского населения, играющего роль моста между страной проживания и страной происхождения.

Китайская иммиграция, начавшаяся еще в колониальную эпоху, способствовала экономическому и индустриальному развитию принимающих стран, которым не хватало рабочей силы. Однако трудолюбие и предпринимательский талант позволили огромному числу бедных и необразованных китайских мигрантов создать влиятельные диаспоральные структуры и сформировать крупный бизнес по всему миру. Правительство Китая реализует многовекторную и разноуровневую политику для  укрепления взаимоотношений со своими общинами. В начальный период открытия страны Пекин был сосредоточен на привлечении инвестиций, используя для этого разветвленные диаспоральные сети.

 

Но на нынешнем этапе для страны гораздо важнее привлекать из диаспоры именно человеческий капитал, чем материальные ресурсы. Из-за увеличения затрат на рабочую силу Китай стремится реструктурировать и диверсифицировать свое национальное развитие, перейдя от трудоемкой экономики к экономике знаний. Учитывая внутренние потребности и международную политическую конфигурацию, Пекин разделил работу с общинами на два направления. Делами диаспоры занимается управление иностранных дел Китая. Главная задача — сформировать китаецентричную прослойку в качестве фактора государственного влияния Пекина в странах с высокой концентрацией своих этнических общин. В дальнейшем представители подобных групп влияния должны глубоко интегрироваться в общественно-политическую и экономическую жизнь страны проживания и при необходимости лоббировать интересы Китая. Другой важный государственный орган — Всекитайская федерация репатриантов — ищет в общинах профессиональные кадры, в которых остро нуждается страна. Официальный Пекин в работе с общинами использует такие методы стимулирования, как предоставление привилегий этническим китайцам в рамках бизнес-проектов, особые условия для иностранных инвесторов китайского происхождения и т.д.

Стоит отметить, что постоянно увеличивается число китайцев, проживающих за рубежом, окончивших иностранные университеты и вернувшихся в Китай. Эти люди получили новые знания, опыт и широкие международные связи. Для Пекина особенно ценны представители общин, которые работают в высокотехнологичных отраслях и производят новые продукты с высокой добавленной стоимостью. Власти создают все необходимые условия для репатриации подобных специалистов, которые сегодня играют ключевую роль в создании и развитии различных технических сфер, усиливая конкурентное преимущество Китая на международном рынке. Более того, в руководстве системы образования Китая также имеется значительная доля представителей общин, получивших высшее образование в топ-10 университетах мира: 21%  президентов университетов, 54% докторов наук,  35% членов Академии наук Китая.

 

Пекин уделяет особое внимание общинам в государствах АТР. Азия и развивающиеся страны становятся главными движущими силами в мировой экономике. Поэтому для Поднебесной важно находить новые рынки и уменьшать свою зависимость от США и Европы. Большие государственные ресурсы направляются на работу с диаспоральными структурами в Таиланде, Индонезии и Филиппинах. Правительство пытается укрепить статус своих общин в этих странах для достижения стратегической цели — установления тотального доминирования китайцев в торгово-экономической жизни азиатских стран (суперрегиональная экономическая элита). В большинстве стран Юго-Восточной Азии китайцы являются меньшинством, однако они имеют больше  бизнес-активов, чем другие этнические группы. В Малайзии китайская община составляет 26% от общей численности населения, но ее представители стали крупнейшими собственниками на фондовом рынке, а в Индонезии 4% этнических китайцев контролируют более 70% частного сектора экономики. Согласно последним статистическим данным, восемь из десяти богатейших людей Таиланда, Индонезии, Малайзии и Сингапура имеют китайское происхождение.

Кроме того, Китай трансформировался из страны, получающей инвестиции, в страну-инвестора. Однако факторы наличия большого количества международных резервов, укрепления китайского юаня в результате профицита торгового баланса и установления более высокой заработной платы рабочих, чем в развивающихся странах, привели к необходимости  поиска новых источников сырья и энергии за рубежом для поддержания экономической стабильности страны. В подобной ситуации официальный Пекин постепенно сокращает проекты, связанные с репатриацией, и переходит к масштабной стратегии «служить родине из-за рубежа». Таким образом, основной упор будет сделан на сохранение и укрепление национального самосознания пятидесятимиллионной диаспоры как фактора будущего глобального политического и экономического превосходства Китая.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+