К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Автомобилисты-вредители: как государство борется с незаконным тюнингом

Фото Рамиля Ситдикова / РИА Новости
Фото Рамиля Ситдикова / РИА Новости
Forbes вспоминает историю противостояния Госавтоинспекции и «самоделкиных» — от любителей тонировки до лоурайдеров

ГИБДД предложила упростить легализацию автомобильного тюнинга — как сообщает «Коммерсантъ», ведомство разрабатывает нормативную базу для того, чтобы включить эту процедуру в перечень госуслуг. В настоящее время сертификация изменений конструкции автомобиля требует большого количества времени и средств.

Как рассказал Forbes председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров, новый виток борьбы правоохранительных органов с «самодельщиками» начался в прошлом году: «Сразу очень сильно закрутили гайки. Стали отлавливать машины с газобаллонным оборудованием, силовыми бамперами, лебедкой — все это попадает под определение «измененной конструкции». Водителей ставили перед выбором: или привести машину к стандартному виду, или регистрация транспортного средства будет прекращена. В частности, пострадали поисковые автомобили отряда «Лиза Алерт», оборудованные для работы вне дорог».

После вступления в силу новых правил, автовладельцу достаточно будет принести в ГИБДД письменное заявление и сертификат на установленное нештатное оборудование. После технического контроля — если машина будет признана безопасной — в паспорте транспортного средства появится отметка о внесенных в конструкцию изменениях, после чего его эксплуатация на дорогах общего пользования будет разрешена.

 

По мнению Дозорова, предлагаемые нововведения полностью не решат проблему тюнинга: на все детали должна присутствовать техническая документация. Если же деталь не серийная — самоделка — ее необходимо будет сертифицировать в установленном законом порядке. Это практически бессмысленно для охотников и рыболовов, которые покупают для переделки подержанные внедорожники и рассчитывают уложиться в минимальную сумму.

В настоящее время за внесение в конструкцию автомобиля несанкционированных изменений предусмотрен минимальный штраф — 500 рублей. Однако автомобиль должен быть приведен в исходное состояние в десятидневный срок. В случае повторного нарушения, владелец может подвергнуться административному аресту, а регистрация транспортного средства будет аннулирована.

 

Тюнинг вне закона

Всерьез автоинспекция начала бороться с тюнингованными автомобилями в начале «десятых». Первыми под удар попали любители тонированных стекол — некоторое время противоборство ГИБДД ограничивалось показательными рейдами (один из первых прошел в 2012 году в Дагестане), но затем дело было поставлено на поток: тонированные автомобили массово останавливали на постах, после чего водителям предлагалось или на месте устранить нарушение, то есть, содрать пленку, или на сутки расстаться с регистрационными номерными знаками. Естественно, их возвращали только в том случае, если светопропускание лобового и передних боковых стекол соответствовало ГОСТу.

Борьба с тонировочной пленкой, в то время считавшейся чуть ли не обязательным атрибутом автомобиля, особенно в регионах, вызвала ожесточенную общественную дискуссию. Отметим, что эта борьба обосновывалась террористической угрозой — дескать, сотрудники полиции не видят, кто находится в салоне «затемненной» машины. Несмотря на всплеск подобных нарушений в 2014 году (тогда инспекторам запретили снимать номера), можно сказать, что кампания увенчалась успехом — количество тонированных машин на российских дорогах заметно снизилось.

В 2014 году внимание законодательных, правоохранительных органов и СМИ было приковано к мотоциклистам: первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак выступил с инициативой существенного ужесточения наказания за превышение допустимого уровня шума: с 500 до 10 000 рублей штрафа. По его словам, мотоциклисты, «стреляющие» громким выхлопом — особенно в ночное время — вредят здоровью горожан. Законопроект был отклонен Госдумой в первом чтении.

 

Год спустя глава департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский предложил создать круглосуточную службу ГИБДД, которая занималась бы отловом чересчур шумных байкеров. Несмотря на регулярные рейды Госавтоинспекции, проблема мотохулиганов, тюнингующих выхлопную систему для достижения максимально громкого звучания, остается актуальной по сей день. Некоторые мотоциклисты объясняют это стремление желанием быть заметнее для автомобилистов.

Зачастую региональные ГИБДД проводят собственные кампании против «самоделкиных». В 2014-15 годах автоинспекции Тюмени, Казани и Ставропольского края организовывали рейды против «заниженных» автомобилей. Этот стиль тюнинга, заключающийся в обрезке пружин, получил распространение среди любителей советских олдтаймеров. Жаргонное название стиля — БПАН («Без посадки авто нет»), историческое — Lowrider. Депутаты Ставропольского края аргументировали опасность лоурайдеров тем, что водителям большегрузного транспорта их просто не видно.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+