Границы в интернете. В России создают реестр разрешенных онлайн-магазинов
Российские власти планируют обязать интернет-магазины проходить обязательную регистрацию в Федеральной налоговой службе. Соответствующий реестр российских и иностранных онлайн-продавцов, имеющих право работать на территории страны, может появиться в России в 2019 году.
Соответствующий проект распоряжения правительства, утверждающего план мероприятий по реализации стратегии государственной политики России в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, подготовлен Роспотребнадзором. Документ размещен на сайте ведомства 9 ноября. «Пока это проект для обсуждения», — пояснили Forbes в пресс-службе Роспотребнадзора.
Документ предполагает к 2019 году разработать и принять нормативный правовой акт, предусматривающий обязанность регистрации в налоговом органе доменного имени, используемого продавцом в целях реализации товаров, работ или услуг. Занимающиеся онлайн-торговлей юрлица и ИП также будут обязаны зарегистрировать в ФНС адреса электронной почты своих магазинов.
Уход от анонимности
Необходимость лишения онлайн-продавцов анонимности продиктована статистикой жалоб на интернет-магазины. Из государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году», размещенного на сайте Роспотребнадзора, следует, что за четыре года количество зафиксированных жалоб потребителей на интернет-магазины утроилось. В 2012 году их было 3412, а в 2016 году - 8765. Проблема рынка электронной торговли заключается в том, что данные о продавце нередко неизвестны. Такая интернет-анонимность, по мнению регулятора, «абсолютно недопустимая с точки зрения общих требований законодательства, поскольку нераскрытие таких сведений ставит под сомнение возможность претензионного урегулирования и существенно затрудняет доступ к правосудию».
Роспотребнадзор в своем докладе приводит данные опроса РОЦИТ, согласно которым 87% пользователей интернета, попавших в беду, чаще всего старались решить возникшую проблему посредством обращения к продавцу (76 %). Преодолеть проблему анонимности, считают в Роспотребнадзоре, поможет «малозатратный» вариант — «путем введения обязательного требования об указании юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем доменного имени, используемого им сайта и адреса электронной почты при постановке на учет в налоговом органе с одновременным приданием такой информации публичного характера».
Регулирование рынка онлайн-торговли
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров оценил объем рынка онлайн-торговли в России в 2017 году в 1 трлн 150 млрд рублей. Проведенная АКИТ экспертная оценка свидетельствует, что 30% российских интернет-магазинов (сайтов) так или иначе нарушают российское законодательство. Поэтому Федоров считает создание реестра интернет-магазинов «очень важной и правильной историей».
Он привел в пример Германию, где уже сейчас любое юрлицо при регистрации передает в регулирующие органы все данные о своих доменах и электронной почте, куда налоговые или другие контролирующие органы могут отправлять свои претензии. Именно к этому стремится Роспотребнадзор и АКИТ. Ведь сейчас в интернете можно найти тысячи сайтов, представляющихся интернет-магазинами, которые принадлежат не ООО или ИП, а неизвестному физическому лицу. А значит речь идет о незаконной предпринимательской деятельности.
«Мы бы хотели, чтобы все интернет-магазины, которые торгуют на территории России, были внесены в этот реестр. В том числе столь любимый россиянами Aliexpress, который до сих пор не заплатил здесь ни одного налога», — пояснил Forbes глава АКИТ.
Он отметил, что наряду с созданием реестра, на сайтах благонадежных интернет-магазинов, где есть кнопка «купить», можно размещать отличительный знак, что с этим сайтом все хорошо. И публиковать на главной странице домена всю информацию о сайте и его владельцах. «Важнее, чтобы была блокировка для тех сайтов, которые Роспотребнадзор сочтет несоответствующими законодательству», — отметил Федоров.
Будет ли это работать
Директор по проектной деятельности Института развития интернета Арсений Щельцин также считает, что, несмотря на очевидную бюрократизацию, необходимость в создании реестра интернет-магазинов есть. Сегодня их очень много, они никак не легализованы и зачастую не соблюдают правила российского законодательства, а, значит, покупатель никак не защищен.
При этом Щельцин убежден, что противостоять новым интернет-магазинам, которые на захотят проходить регистрацию в ФНС, сложно. Дело в том, что создать такой интернет-магазин — один день работы техспециалиста и в случае его блокировки его можно развернуть на новом домене за три часа.
«Бороться с такими сайтами не представляется возможным», — отметил Щельцин. Но одна из действенных форм им противодействовать - создавать «белые списки» тех интернет-магазинов, которые предоставили свои данные в ФНС. И популяризировать эти «белые списки», из которых пользователь интернета будет узнавать о том, можно ли магазину доверять.
Кроме того, при попадании интернет-магазина в «белый список», этот факт можно отражать в браузере или при помощи ssl-ключей. Щельцин считает, что иностранные интернет-магазины, в том числе Amazon и Aliexpress, также могут быть заинтересованы в создании реестра. «Реестр плательщиков НДС показал, что иностранный бизнес желает выполнять наши требования и идет на сотрудничество», — отметил он. И напомнил, что для зарубежных интернет-магазинов этот реестр также может быть выгоден, так как в рунете создается много фейковых магазинов, маскирующихся под известные бренды.