Российский рынок подержанных автомобилей вырос в октябре: как сообщает аналитическое агентство «Автостат», его объем составил 473 000 машин (+1% к прошлому году). Лидером является отечественная марка Lada — на ее долю пришлось четверть всех сделок (129 000 машин). Следом идет Toyota (50 000 штук), а замыкает тройку Nissan с результатом 25 000 автомобилей.
Самой продаваемой моделью на вторичном рынке стала ВАЗ-2114 (Lada Samara) — 19 300 автомобилей. Второе место принадлежит еще более старой модели — седану ВАЗ-2107 «Жигули» (12 600). В пятерке лидеров так же значится ВАЗ-2110 — 10 000 автомобилей.
Очевидно, что большинство этих машин были выпущены давно и уже выработали ресурс. Кроме того, их конструкция 1960-80-х годов разработки не соответствует принятым на сегодняшний день стандартам безопасности и экологичности.
Должно ли государство ограничивать оборот такого рода транспорта? С этим вопросом Forbes обратился к экспертам и общественным деятелям.
Петр Шкуматов, координатор движения «Синие Ведерки»: «Семерки» и «Восьмерки» не только медленно убивают окружающих токсичным выхлопом, но и своих хозяев не жалеют. В столкновениях, где владелец современной машины отделался бы синяками, владельцы «Жигулей» калечатся или погибают. Эти автомобили объективно устарели, им давно пора на слом. Программа утилизации «срезала» с рынка значительную часть автохлама — людям проще получить сертификат на 50 000 рублей, чем продать транспортное средство. Думаю, эта программа должна быть возобновлена и переведена в перманентный режим».
Игорь Моржаретто, директор «РадиоСтрана»: «На данный момент не существует законодательных механизмов, которые бы воспретили людям пользоваться старыми машинами. Есть программа утилизации, стыдливо называемая программой «обновлением парка». Ну и технический осмотр, но он осуществляется чисто формально. Может, это и к лучшему. Нужно же исходить из российских реалий: население бедное, общественный транспорт в регионах функционирует из рук вон плохо. Там никого не пугает, что автомобиль вредит экологии — главное, чтобы хоть как-то ездил. Ведь кто пользуется старыми машинами? Люди, социально незащищенные — пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Что мы им скажем — плати в три раза больше налогов за свою лоханку! Нет, так нельзя».
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «Меня очень беспокоит ситуация с нашим автопарком, он безнадежно старый. Согласно статистике, водители «Жигулей» и схожей техники в шесть раз чаще погибают в авариях, чем водители иномарок. Речь об одинаковых ДТП, одного класса тяжести. Поэтому, пусть на меня не обижаются владельцы, но считаю, что оборот таких машин должен быть ограничен. Нет подушек безопасности, нет ABS, устаревшая силовая конструкция — значит, не должно быть разрешения на эксплуатацию. Отмечу, что старые машины не щадят даже пешеходов — их удар куда травмоопаснее, чем у новых автомобилей со специальными безопасными бамперами. Почему мы должны терпеть присутствие таких машин на дороге?»
Алексей Дозоров, председатель московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов: «Нет, оборот старых транспортных средств никак не должен быть ограничен. Если автомобиль проходит техосмотр, если он соответствует принятым в России экологическим нормам, то какие вопросы? У нас не настолько богатые люди живут. Тем более, за старыми машинами зачастую ухаживают, берегут их, так что они в хорошем состоянии. По моему мнению, государство должно экономически стимулировать людей покупать новые машины, стимулировать, но ничего не запрещать».
Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев России: «Если бы мы жили в США, я бы сказал «да», но в наших условиях государство не должно прибегать к запретительным мерам. Они живут в условиях развитой экономики, мы — развивающейся. Лучшее, что можно сделать — стимулировать рынок субсидиями, но не для производителей, а потребительскими».
Напомним, что в сентябре стало известно о том, что Минтранс рассматривает возможность замены транспортного налога экологическим сбором. Последний будет рассчитываться, исходя из параметров выброса углекислого газа.