К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Несимметричный ответ. Зачем приравнивать СМИ к иностранным агентам

Фото Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Фото Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Закон об иностранных агентах среди СМИ может повлиять на любое российское издание, поскольку принятые Госдумой поправки устанавливают слишком расплывчатые критерии попадания в список

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон, который содержит поправки, позволяющие причислять зарубежные СМИ к иностранным агентам. Данная инициатива является зеркальной мерой на то, что Министерство юстиции США обязало телеканал Russia Today America зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

Российский ответ не такой уж симметричный, как это заявлено — в американском законе главным критерием для контроля является политическая деятельность, то есть пропаганда, осуществляемая конкретным СМИ. В российском законе таких условий нет — иностранными агентами организации будут признаваться только по факту зарубежного финансирования. Согласно документу, для признания СМИ иностранным агентом достаточно соблюдения условий — оно должно находиться за рубежом или получать деньги или имущество от иностранцев.

Проблема с этим определением в том, что оно слишком широкое — при желании под него можно подвести СМИ любого уровня из любой страны. Под указанные критерии попадают не только СМИ — это может быть любой сайт или даже аккаунт в социальных сетях. Определение охватывает и российский канал RT, так как он имеет зарубежные фирмы, работающие за пределами России. Получается парадокс — пострадать от закона может СМИ, в защиту которого он был принят.

 

Международная журналистика

При этом, действие закона не коснется корпунктов иностранных СМИ или иностранных корреспондентов, так как они проходят аккредитацию в МИДе, и их работа регулируется его решениями. Скорее всего, в дальнейшем будут выработаны более точные критерии отнесения СМИ к иностранным агентам, но пока неизвестно, когда они будут приняты.

Регистрация в качестве иностранного агента происходит в соответствии с приказом Министерства юстиции от 30 ноября 2012 года № 223. Основанием внесения некоммерческой организации в реестр является распоряжение Министерства, принимаемое на основании ее соответствующего заявления. Иностранные агенты обязаны указывать статус во всех своих публикациях. Также они обязаны проводить аудит своих финансовых показателей и регулярно отчитываться о своей деятельности.

 

Что касается дальнейшей работы, то в реальности закон мало что изменит. Вновь признанные иностранные агенты зарегистрируются и будут спокойно работать дальше, маркируя свои публикации соответствующим образом. Сомнительно, что возникнут проблемы с исполнением этих требований, поскольку это вряд ли существенно осложнит их работу.

Медиа и некоммерческие организации

Странным выглядит сам факт приравнивания СМИ к НКО. СМИ — это коммерческие организации, основной деятельностью которых является издание полиграфической продукции новостного и информационного содержания, а также размещение данного контента в сети Интернет. И все это направлено на получение прибыли. В то же время основным направлением деятельности НКО является как раз некоммерческая деятельность. Хотя, нельзя игнорировать пропагандистские возможности любых СМИ, особенно обладающих широкой аудиторией.

Возможно, законодатель руководствовался в том числе желанием «приструнить» ряд нелояльных власти изданий, воспользовавшись хорошим поводом. Уже появились заявления о том, что зарубежным СМИ, которые будут признаны в России иностранными агентами, может грозить уголовная ответственность за неисполнение обязанностей, обусловленных таким статусом. Такую возможность представляет статья 330.1 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает ответственность за злостное неисполнение обязанностей иностранного агента. Дойдет ли дело до применения этой статьи, покажет время.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+