В октябре 2017 года министр энергетики России Александр Новак заявил, что себестоимость добычи нефти в России составляет $10-15 за баррель, варьируясь в зависимости от геологических условий, инфраструктуры и регионов. Тем не менее — это средний показатель, утончил Новак. На месторождениях, где амортизировано имущество, себестоимость может быть и $2, $3, $5 долларов. «А где новое месторождение, арктический шельф, себестоимость, например, не менее $50 за баррель, $40», — пояснил министр.
Действительно, по каждому месторождению себестоимость будет разная, пояснил Артем Малов, старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково». «Можно предположить, что дешевле всего будет добыча в районе Волго-Уральского бассейна от $17 за баррель, в Западно-Сибирском бассейне от $21 до $40 в арктическом поясе, например, месторождение Ванкор. В данном случае указана точка безубыточности с налогами и без транспортных расходов и экспортной пошлины. На морских проектах она будет еще выше».
Как отметил Малов, министр назвал прямую усредненную себестоимость добычи нефти. В эту оценку не входят ни налоги, ни экспортная пошлина, но входят операционные и капитальные затраты. Глава «Роснефти» Игорь Сечин, говоря ранее о $3 за баррель, имел ввиду только эксплуатационные издержки — такие как зарплата, ремонт и обслуживание».
Необходимо различать полную себестоимость добычи и так называемый production cost (стоимость производства). Себестоимость добычи нефти — это функция от произведенных расходов на разведку и текущих расходов на разработку, от срока разработки месторождений, от качества нефти, от состояния инфраструктуры, от технологий и наличия или отсутствия фискальных стимулов, рассказал Forbes Александр Лосев, генеральный директор «УК Спутник — Управление капиталом»: «Если срок разработки месторождений длинный и установившийся средний дебет скважин высокий и падает не быстро, то первоначальный CapEx распределяется по всему сроку и себестоимость добычи в целом становится ниже. Если месторождения расположены на шельфе, нефтеносных песках или формациях сланцев, то себестоимость намного выше».
Стоимость в других странах
По подсчетам Лосева, основанных на данных МЭА, Саудовская Аравия находится в самых благоприятных условиях, ее месторождения достаточно качественные и разведка давно проведена, а финансы королевства позволяют использовать самые передовые технологии добычи, поэтому себестоимость добычи в месторождениях Саудовской Аравии находится в диапазоне от $5 до $8 за баррель, при этом production cost не превышает $3. Соседи саудовцев по региону — Ирак и Иран также имеют себестоимость ниже 10$, а стоимость производства (production cost) даже ниже, чем у саудитов — всего 2$, но из-за санкций и военных конфликтов их инвестиции в разведку и технологии добычи ограничены, поэтому заметно улучшить показатели себестоимости эти страны не смогут».
Россия с диапазоном себестоимости в $10 —$15 и стоимостью производства $3 следующая после ближневосточных членов ОПЕК, указывает генеральный директор «УК Спутник — Управление капиталом:
«Но нам снизить долларовую себестоимость во многом помогла слабость рубля, поскольку заметная часть капитальных и операционных затрат у нас рублевая, а разведка многих месторождений была произведена еще во времена СССР. Но есть и минус — в России низкий коэффициент извлечения нефти, в среднем это примерно 27%, что сопоставимо с Ираном, но ниже общемирового в 40%. Здесь добывается лишь то, что добыть относительно просто. Меры по повышению коэффициента извлечения увеличат себестоимость добычи нефти в России. Чуть себестоимость в Индонезии сравнима с российской, но объемы добываемой там нефть крайне незначительны по сравнению с Россией и Саудовской Аравией».
Наши основные конкуренты в обычной нефти, не входящие в ОПЕК — США, Канада и Норвегия, — имеют себестоимость добычи $20 — $25 за баррель. Поэтому они чуть более чувствительны к снижению рыночных нефтяных цен, чем Саудовская Аравия, Иран, Ирак и Россия. У всех остальных нефтяных держав себестоимость выше $25, у Великобритании например себестоимость $44 за баррель, а стоимость производства $17,4, то есть в 5,7 раза выше чем в России, отметил Лосев.
Динамика рынка
Новые российские месторождения дорожают — они удалены от рынков сбыта, условия добычи затруднены. По ряду оценок, издержки могут вырасти на 30-40% к 2025 году. По словам Артема Малова, себестоимость всегда растет как минимум на процент инфляции, поэтому сложно ожидать ее снижения особенно для новых проектов: «Здесь все будет зависеть от многих факторов от цены металла, курса рубля, а также конкретного месторождения».
Как отметил Лосев, в период с 2015 по 2017 годы глобальная нефтяная отрасль потеряла $750 млрд инвестиций из-за низкой стоимости нефти, поэтому себестоимость начнет расти: месторождения истощаются и в следующие несколько лет потребуются дополнительные инвестиции в несколько сотен миллиардов долларов в разведку, в бурение, в нефтесервисное оборудование и услуги, а также в инфраструктуру. Себестоимость может увеличится на $2-5 за баррель и вернуться к уровням пятилетней давности.