Десятого октября на совещании у президента Владимира Путина было принято решение о том, что государство законодательно должно взять под контроль выпуск криптовалют и их обращение. Несмотря на очевидное скептическое отношение ЦБ России к данному вопросу, на совещании было отмечено, что наладить обращение криптовалюты в России необходимо и при этом важно не создать лишних барьеров.
Минфин обещает, что рамочный законопроект о регулировании криптовалют будет разработан уже к концу года. Представители министерства даже поделились общими соображениями относительно основ будущего регулирования: только квалифицированные инвесторы и только на бирже смогу заключать сделки с криптовалютами. Еще один важный вопрос — регулирование самих площадок, через которые будет осуществляться обмен криптовалют и идентификация участников рынка.
Пока российское законодательство никак не регулирует оборот криптовалюты. Более того, в нем отсутствуют какие-либо нормы, определяющие ее статус. А какое-то время назад Банк России даже официально предостерег от использования «виртуальных валют», поскольку в связи с анонимным характером их выпуска и обращения лица, использующие криптовалюты, могут быть вовлечены (пусть и непреднамеренно) в противоправную деятельность. При этом предоставление услуг по обмену криптовалюты вообще может рассматриваться как потенциальная вовлеченность в деятельность по легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Как криптовалюты соотносятся с существующими нормами российского права?
Для рынка криптовалюты характерна децентрализованность, и, пожалуй, это основная ее характеристика: выпуск криптовалюты возможен только в цифровом виде, и чисто теоретически любой участник сети может начать добывать (как теперь говорят, «майнить») ее в любое время. Сама же сеть распределена между ее участниками, и не существует никакого центрального органа, контролирующего эту сеть. Это означает, что законодательное определение природы криптовалюты и принципов действия этого рынка в целом должно учитывать эту особенность и, вероятно, носить рамочный характер. По этой причине на данном этапе также очень сложно будет зафиксировать или регламентировать статус участника этого рынка. Отсюда следует, что принятие объемного и детального закона в отношении криптовалюты и ее оборота может в лучшем случае существенно осложнить развитие данного рынка в России, а в худшем – просто похоронить его. Вероятно, было бы более правильным лишь обозначить некие границы, в рамках которых этот рынок может развиваться легальным путем.
Другими отличительными характеристиками криптовалюты, в частности биткоина, являются анонимность и прозрачность. Поскольку в сети хранится информация об абсолютно всех транзакциях и данная информация является открытой, любое лицо в любой момент может увидеть содержание каждого конкретного кошелька. Однако узнать, кому принадлежит тот или иной биткоин-адрес, практически невозможно: каждый пользователь сети может создавать бесконечное количество адресов без привязки к какой-либо персональной информации. На ум приходит сравнение этой модели с бесхозным прозрачным ящиком, в котором что-то лежит: все могут увидеть его содержимое, но это не дает возможности установить, кому именно оно принадлежит.
Скорее всего, пока операции с криптовалютой находятся в пределах цифрового поля, вопрос анонимности и конфиденциальности не будет создавать больших проблем и государство не захочет активно вмешиваться в эту сферу. Но это не касается процесса обмена криптовалюты на денежные средства, который будет все-таки находиться под куда более пристальным вниманием и контролем со стороны государства. В России уже существуют требования об идентификации владельцев электронных кошельков, а также ограничения и разные KYC-политики при осуществлении банковских переводов. Думаю, что для криптовалют здесь не будет каких-то исключений, и в принципе надо признать, что подобного рода требования обоснованы и представляют собой глобальную мировую практику, направленную на выполнение требований FATF (группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).
Криптовалютные биржи проще всего регулировать по аналогии с брокерским бизнесом. Законодательство о фондовых рынках могло бы лечь в основу регулирования рынка криптовалюты.
Там, где есть термин «крипто-» с точки зрения правого регулирования, практически всегда будет появляться интерес со стороны ФСБ. Думаю, что данная сфера не будет исключением и следует ожидать, что инженерно-технические стандарты безопасности рынка криптовалюты будут регулироваться данным ведомством. Вполне возможно, что в определенных случаях соответствующая деятельность может даже подпадать под требования лицензионного законодательства. В пользу этого соображения говорит то, что разговоры о необходимости получения лицензии для криптовалютных бирж ведутся довольно активно.
Популярность криптовалют в России растет быстрыми темпами, и сегодня у бизнеса есть своего рода уникальная возможность протестировать себя в условиях «серой зоны», не урегулированной правом. В дальнейшем, если закон о криптовалютах будет принят, бизнесу придется оперативно отреагировать на регулятивные нововведения и перейти из этой «серой зоны» в рамки правового поля. Хочется верить, что этот переход будет все же носить скорее регистрационно-уведомительный характер и не будет сопряжен с какими-то серьезными сложностями или затратами.