С начала года белорусская экономика демонстрирует небольшой рост. По прогнозам белорусского правительства, ВВП страны по итогам 2017 года увеличится на 1,7%. Правительству впервые за многие годы удалось добиться снижения инфляция. С начала года цены выросли на 2,7 %. При сохранении заданных темпов годовая инфляция не превысит 6 %, что станет лучшим показателем за всю новейшую историю страны.
Первостепенное влияние как и прежде оказывает экономическая ситуация в России и поддержка Москвы. В преддверии президентских выборов в России Кремль заинтересован в поддержании социально-экономической стабильности в Беларуси и политического равновесия с официальным Минском.
В апреле 2017 года президентам Владимиру Путину и Александру Лукашенко удалось договориться по ряду сложных вопросов нефтегазового сотрудничества, которые беспокоили Минск и оказывали влияние на белорусскую экономику. В 2017 году ожидается поставка в республику 18 млн т нефти для переработки на белорусских НПЗ и 6 млн т нефти для реэкспорта.
В конце сентября Белоруссия получила от России десятилетний кредит на $700 млн для погашения старых долгов перед Москвой. Это позволило белорусскому правительству на время отложить переговоры с МВФ, требующего проведения структурных реформ. Помимо российского кредита белорусский Минфин в июле разместил евробонды на $1,4 млрд, а также получил два транша на $600 млн от Евразийского фонда стабилизации и развития. Незначительные кредиты были получены от банков Китая ($190,4 млн). При этом Китай, в отличие от России, предоставляет связанные кредиты, на которые можно закупать только китайские товары и оборудование.
На 1 сентября внешний долг Беларуси составлял $15,7 млрд, увеличившись с начала года на 14,7 %. В этом году республика должна выплатить кредиторам более $3 млрд и примерно столько же — в 2018 году. В будущем году правительство вновь намерено занимать ресурсы через размещение евробондов и просить новые кредиты в Москве.
Восстановление спроса на российском рынке позволило белорусским производителям по итогам января-июля 2017 года увеличить экспорт на 24%. Доля экспорта в страны ЕАЭС по итогам января-июля 2017 года составила 47,8%, в том числе в Российскую Федерацию — 45,3%. Экспорт в ЕС увеличился на 15,2% и составил 26,5% от общего объема. При этом никаких изменений в структуре экспорта не происходит. На рынок России по-прежнему поставляются продовольственные товары, холодильники, комбайны, грузовые автомобили, а в Евросоюз — нефтепродукты, лес и калийные удобрения. На топливно-энергетические товары приходится 45% общего объема экспорта страны.
В последние годы Белоруссия стала крупнейшим импортером плодоовощной продукции из Турции, Украины и ряда стран ЕC. При неизменном внутреннем спросе большая часть продукции попадает на российский рынок. Бдительный Россельхознадзор из-за контрабанды некачественной продукции неоднократно вводил запреты и ограничения на мясо-молочные поставки из республики. В результате под запрет попадали и национальные производители.
Весенние акции протеста «тунеядцев» заставили понервничать белорусское руководство и пойти на отмену скандального декрета. Александр Лукашенко не намерен сдаваться и обещает заставить работать всех граждан, а те, кто не хочет, будут платить налог. Из-за отсутствия работы около 15% трудоспособных граждан Белоруссии вынуждены ехать на заработки в соседние страны, прежде всего в Россию. В последнее время они активно едут на заработки и в Польшу. В первой половине 2017 года было выдано 24 000 разрешений на трудоустройство граждан Беларуси в Польше — это три раза больше, чем годом ранее. Белорусские власти предпринимают усилия для создания новых рабочих мест. Правительство обещает в ближайшее время принять новые нормативные документы по либерализации экономики и развитию предпринимательства. Такого рода документы принимались уже неоднократно, но ограничивались полумерами и не имели существенных успехов. По планам белорусского правительства, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны должна увеличиться с нынешних 28% до 40% к 2020 году. За последний год в рейтинге Всемирного банка Doing Business Белоруссия переместилась с 50-го на 37-е место. Для сравнения, Казахстан занимает 35-е место, Россия — 40-е место, Польша — 24-е место. Многолетняя политика изоляции и санкций со стороны Запада в отношении Белоруссии сформировали определенный стереотип и недоверие у потенциальных инвесторов. Разрушить сложившийся образ страны чрезвычайно сложно.
Неоднозначную реакцию в России в начале года вызвало решение белорусского правительства предоставить безвизовый въезд в страну через аэропорт «Минск — 2» для граждан из 80 государств. За шесть месяцев безвизовым режимом для въезда в Белоруссию воспользовались 52 000 туристов. Это примерно 250 самолетов средней вместимости. Однако доходы от туризма невелики в общем объеме экспорта услуг. Один лишь безвизовый режим не может помочь развитию отрасли. Белоруссия могла бы получить существенно больше от введения единой визы Союзного государства или ЕАЭС.
Современная экономика Беларуси застряла где-то на уровне конца 1980-х годов. Регулярные поездки белорусского руководства в Москву за деньгами и нефтью, отсутствие структурных реформ ведут к деградации республики. Белорусское правительство требует от Москвы равных условий для субъектов хозяйствования, доступа к госзакупкам, но при этом белорусский рынок является практически закрытым для российских компаний. Экономический рост в 1-2 % не сможет обеспечить развитие и модернизацию республики. Необходимо развитие предпринимательства, реформа судебной системы, развитие местного самоуправления, появление дееспособного парламента, открытие рынка для товаров и капиталов стран ЕАЭС, восстановление отношений со странами ЕС, возвращение доверия инвесторов. Пока белорусское руководство к реформам не готово.