Контролируй себя. Роль санкционного права США стремительно возрастает
Ответьте себе на вопрос: как часто в своей деятельности вы открываете 26 санкционных списков США? У вас есть консультант, специализирующийся на санкциях? В рамках процедуры проверки контрагента (know your client) изучаете ли вы его санкционный бэкграунд или взаимоотношения с попавшими под ограничения лицами? Правоприменительная практика OFAC показывает, что ответы на эти вопросы должны быть «да», особенно если вы дочерняя/внучатая компания США, ведёте бизнес в США или получаете доход от такой компании. Если остаётся сомнение в нужности данного документа обратите внимание на наличие внутреннего регламента AML (противодействия отмыванию денежных средств полученных преступным путем). Если он есть, то нужен и санкционный.
На наших глазах происходит очередной пример экстерриториального распространения законодательства США. Следом за FATCA скоро всем миром будем соблюдать и санкционное законодательство США.
Мать отвечает за грехи «дочек»
24 августа 2017 года компания COSL Singapore Ltd пошла на заключение досудебного соглашения с OFAC из-за выявленных 55 эпизодов нарушения санкционного законодательства США, в результате чего заплатит штраф в размере $415 350. COSL Singapore является крупной международной нефтесервисной компанией, обладает 14 собственными морскими платформами для нефтедобычи. Помимо этого, оказывает посреднические услуги по поставке оборудования для морской нефтедобычи и запчастей к нему. Аббревиатура COSL означает China Oilfield Service Limited, чьей дочерней компанией она собственно и является. С октября 2011 до марта 2013 COSL Singapore разместила у американских производителей 55 заказов на оборудование для нефтедобычи и запчасти к нему, а по факту их получения реэкспортировала всё это через две свои дочерние компании на четыре платформы в территориальном море Ирана.
Привлекли COSL Singapore за нарушение запрета на торговлю с Ираном по одной простой причине: большинство из 55 видов оборудования было маркировано предупреждением о запрете его поставки в подсанкционные государства, что было проигнорировано. Среди отягчающих ответственность факторов особо выделяется следующий: «COSL Singapore ведёт бизнес в США, при этом не имеет собственного внутреннего регламента по соблюдению американского санкционного законодательства». Как OFAC узнал о нарушениях? Всё очень просто: анализ сайта COSL Singapore и его дочерних компаний, а также тесный контакт с транспортными компаниями.
Случай с Cartier
В 2010 году в калифорнийский ювелирный бутик Cartier зашел человек, выбрал драгоценности, оплатил их, но не забрал с собой, а попросил отправить на адрес некой гонконгской компании в Китай. Производитель драгоценностей и владелец торговой марки Cartier, компания Richemont North America, Inc. с точностью выполнила поручение клиента. Через год ситуация повторяется в бутике Cartier в штате Невада.
За эти действия компании Richemont грозило $620 000 штрафа только потому, что она не посмотрела кому отправляет товар. Заявленный получатель, компания Shuen Wai Holding Limited, оказывается была включена в санкционный список «крупных наркоторговцев» ещё в ноябре 2008 года.
26 сентября 2017 года Richemont заключил с OFAC мировое соглашение и отделался штрафом в $338 800. В информации ведомства особо отмечено, что «OFAC призывает компании разработать, ввести в действие и соблюдать требования санкционного регулирования согласно риск-ориентированному подходу, а также для выявления зон риска и смягчения их негативного воздействия внедрять у себя соответствующие методики и правила процедуры».
Урок этого дела касается ретейла и экспортёров, кто связан с США: смотрите, кому и на какой адрес отправляете заказ, для чего мониторьте почаще все 26 санкционных списков США.
Белая береза и запрещенный Судан
5 октября 2017 года компания BD White Birch Investment LLC из штата Коннектикут пошла на мировое соглашение с OFAC из-за трех эпизодов нарушения санкционного законодательства в отношении Судана. В апреле и декабре 2013 года компания White Birch посредством своей канадской дочерней компании поставила около 545 000 тонн бумаги из Канады в Судан. На этих поставках White Birch заработал $354 602, однако штраф составит $372 465. В качестве отягчающих вину факторов управление выделило:
а) грубое пренебрежение американскими санкционными требованиями, выразившееся в отсутствии даже минимального уровня предосторожности или осмотрительности;
б) выявленную попытку сотрудников скрыть от американского обслуживающего банка истинное место назначения товара;
в) комплаенс-программы по соблюдению санкционного законодательства США либо не существовало, либо она не была пригодной для выявления даже очевидных нарушений.
Переводы долларов
Казалось бы, зачем российским банкам знать вообще об иностранных санкциях, если вопрос не касается привлечения долгосрочного западного заемного капитала. Однако, как показывает практика, при перечислении долларов с одного счета в российском банке на другой счет в другом российском банке российскими валютными резидентами санкции США могут сыграть с ними более чем злую шутку.
Из-за наложения российской налоговой впервые за всю историю существования российского валютного контроля на российского валютного резидента беспрецедентного штрафа в 30 млн рублей за незаконную валютную операцию на счет валютного резидента в британском банке американский банк перечислил денежные средства, которые были до этого им ошибочно заморожены на основании санкций США.
Самое интересное в том, что доллары должны были быть перечислены от сына к отцу из одного российского банка в другой, что разрешено законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Но, как вы понимаете, все операции в долларах США, проводятся через счета американских банков, которые и принимают решения о наличии или отсутствии у таких операций соответствующих рисков.
Таким образом, российским банкам также следует принимать во внимание такие риски во избежание создания трудностей для своих российских клиентов при совершении операций с национальной валютой США.
Соблюдение санкционного законодательства США — новая обязанность или нагрузка на бизнес? Федеральное законодательство США пока не обязывает бизнес заводить себе регламент соблюдения санкционного законодательства США или инструктировать сотрудников по его соблюдению. Но если у компании нет внутреннего регламента о соблюдении санкционного законодательства США, то даже приведенная выше практика показывает: в случае претензий OFAC это рассматривается как отягчающий вину фактор. То есть штраф будет выше.
Регламент должен быть не столько о соблюдении этого самого санкционного законодательства, сколько о процедуре выявления нарушений и информировании о них в OFAC. Такая обязанность есть у всех лиц, чьим личным законом является право США (US persons). Регламент будет индивидуальным для каждой компании или бизнеса, но общие закономерности в отношении его содержания выделить можно:
- Выявление уникальных факторов риска нарушения санкционного законодательства США;
- Внедрение внутреннего контроля для снижения рисков;
- Независимая внешняя оценка исполнения регламента;
- Эффективное и своевременное обучение и инструктаж сотрудников;
- Добросовестное взаимодействие с OFAC.