К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Видовое единообразие: вернется ли выбор на растущий авторынок

Фото Tony Gentile / Reuters
Фото Tony Gentile / Reuters
Ориентированным на импорт автомобильным компаниям будет сложно вернуться на полностью переделенный во время кризиса рынок даже в случае развития благоприятного для экономики сценария

Автопроизводители, не владеющие сборочными площадками на территории России, безвозвратно потеряют свою долю рынка. К такому выводу пришли опрошенные Forbes эксперты, комментируя исследование аналитического агентства «Автостат», согласно которому доля транспортных средств отечественной сборки на российском рынке возросла до рекордных 82,2% за восемь месяцев текущего года (плюс 2,5%).

По словам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, около 80% реализуемых машин сегодня приходится на марки, входящие в топ-10 авторынка. Причем, по его мнению, подобная «централизация» продаж является долгосрочной тенденцией: «Во-первых, ослабление рубля жестко увязало цену автомобиля с уровнем локализации. Во-вторых, каждый второй автомобиль в этом году был продан с помощью государственных мер стимулирование спроса. Прежде всего, это программы льготного кредитования и утилизации. А они распространяются только на машины отечественной сборки».

Ориентированным на импорт компаниям будет сложно вернуться на полностью переделенный во время кризиса рынок даже в случае развития благоприятного для экономики сценария. «Они смогут сохранить присутствие только в определенных нишах. Эксклюзивные, спортивные машины. Или за счет убежденных приверженцев марки — скажем, поклонники Honda или Subaru готовы доплачивать за любимый бренд», — считает эксперт.

 

Схожего мнения придерживается руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов: «Большинство крупных автопроизводителей уже имеют сборочные площадки в России (Mercedes-Benz скоро построит свой завод), поэтому они обезопасили себя. Все, кто хотел закрепиться на нашем  рынке, сделали это. Те, кто по определенным причинам не стали этого делать, теряют свою долю рынка», — заявил он Forbes.

Кому принадлежит российский авторынок

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за январь-август текущего года на российском рынке было реализовано 981 000 автомобилей (плюс 9,6% к аналогичному периоду 2016 года). Лидером продаж является альянс Renault-Nissan-Avtovaz (341 000 автомобилей, 34% от рынка). На втором месте Kia (116 000 штук, доля рынка — 11,3%), а замыкает тройку лидеров Volkswagen Group (108 000 автомобилей, доля — 10,6%).

 

Что касается брендов, то первое место традиционно удерживает Lada — 192 000 автомобилей, следом идут Kia и Hyundai. В Топ-10 входят Renault, Toyota, Volkswagen, Nissan, Skoda, ГАЗ (коммерческий транспорт) и Ford. Самыми продаваемыми моделями рынка являются Kia Rio (63 000), Lada Granta (58 000), Lada Vesta (47 000) и Hyundai Solaris (46 000).

Еще пять лет назад на долю автомобилей местной сборки приходилось менее 2/3 авторынка (64%), а в 2008 году — менее половины рынка (44%). Для потребителя превалирование внутреннего производства над импортом выразилось в постепенном сокращении выбора — по итогам прошлого года на рынке присутствовало около 270 легковых моделей, в то время как на конец 2014 года этот показатель составлял свыше 400 моделей.

«Существенно снизилось разнообразие, поредели модельные ряды, — отметил президент РОАД. — Причем это коснулось и тех брендов, которые имеют российские производственные площадки. Так, например, больше не поставляется некогда очень популярный внедорожник Toyota Highlander, сборка которого осуществляется в США».

 

По мнению эксперта, былое разнообразие едва ли достижимо даже при условии дальнейшего роста рынка – возвращению моделей препятствует не только курсовая разница валют, но и новый технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Согласно ему, все ввозимые машины должны быть оборудованы модулями системы ГЛОНАСС.

«Таким образом, речь идет о возврате только более-менее массовых моделей, которые смогут окупить недешевую процедуру сертификации. И если смотреть тенденцию по ряду брендов — такой возврат уже начался», — заключил Мосеев.

На прошлой неделе стало известно о возобновлении производства внедорожника Mitsubishi Pajero Sport на заводе в Калуге, ранее замороженного из-за экономического кризиса. Предполагается, что в год будет выпускаться 7000 автомобилей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+