Бокс и ММА зарабатывают вместе
Летом 2017-го боксер Флойд Мейвезер и боец ММА Конор Макгрегор устроили шоу, которое не все готовы включать в категорию «спорт», но после него ни бокс, ни ММА уже не будут прежними. Смешанные единоборства получили отличную рекламу, но могут потерять Конора: какой смысл выходить в клетку за $3-4 млн (самый большой гонорар Макгрегора в ММА – $3,6 млн), когда тебе уже платили $30 млн (плюс процент от билетных сборов и проданных трансляций) за бой по правилам бокса. Боксу в последнее время не хватало резонансных событий, но после такого веселья – Флойд в промо-туре разбрасывал доллары (ему организаторы гарантировали $100 млн плюс процент от доходов), Конор щеголял в костюме с матерным узором – промоутерам будет сложнее привлечь зрителей на дежурные бои в рамках весовых категорий. Еще не все доходы боя Мейвезер – Макгрегор подсчитаны (в частности – пока нет точных данных по количеству проданных трансляций), но уже понятно, что цифры приблизятся к рекордным: в 2015-м поединок Мейвезера и Пакьяо собрал около $600 млн. В спорте только Супербоул способен за один день генерировать больше денег (в 2016-м – $630 млн).
Трансферное безумие в футболе
ПСЖ стал главным возмутителем футбольного спокойствия этим летом. Боссы клуба придумали легальный способ вызволить Неймара из «Барселоны», которая совершенно не хотела его отпускать. Инвестиционная группа, владеющая ПСЖ, заплатила бразильцу €300 млн за согласие стать послом чемпионата мира 2022 в Катаре, а игрок уже сам выкупил свой контракт – за указанные в нем $222 млн отступных. Эта сумма более чем в два раза перекрыла прежний трансферный рекорд – прошлым летом «Манчестер Юнайтед» отдал «Ювентусу» €105 млн за Поля Погба.
Другую звезду – 18-летнего бомбардира Килиана Мбаппе из «Монако» – парижскому клубу пришлось взять в аренду, чтобы не нарушать правила финансового фейр-плей (расходы не должны сильно превышать доходы). Однако ПСЖ получил право выкупа игрока следующим летом и готов потратить на это больше $180 млн. Такая агрессивность, конечно, взволновала рынок. Тренер «Манчестер Сити» Хосеп Гвардиола назвал нынешние цены на игроков «безумием», шеф «Челси» Антонио Конте возмутился, что «за обычного футболиста теперь придется платить £40-50 млн», а Жозе Моуринью в недавнем интервью The Times резюмировал ситуацию: «Неймар изменил все. Думаю, Лукаку (в июле «Манчестер Юнайтед» заплатил за него €84 млн) 31 августа стоил бы €150 млн».
$201 млн для баскетболиста Стефа Карри
До лета-2017 у лидера «Голден Стэйт» Стефена Карри было практически все, чтобы считать себя главной звездой НБА: два чемпионских титула, награда самому полезному игроку сезона 2015/16, отличный имидж в прессе и даже именная линейка кроссовок Under Armour, благодаря которой компания стремительно догоняет Nike. Во многом благодаря Карри домашняя площадка «Уорриорз» – самая заполняемая в лиге, даже при весьма дорогих билетах. Щуплый парень с лицом ребенка и убийственным броском стал привлекательной афишей. Вот только его зарплата – 85-я в лиге – не дотягивала до звездного статуса игрока. Четырехлетний контракт Карри на $44 млн выглядел солидно в 2014-м, но после нового теледоговора НБА на $9 млрд, который в сезоне 2016/17 поднял зарплатный потолок сразу на треть, безнадежно устарел. Этим летом срок соглашения истек, и ради Карри клуб активировал «правило суперзвезды». Оно позволяет предложить 5-летний контракт на сумму больше $200 млн одному игроку в команде. Так Карри стал обладателем самой высокой средней годовой зарплаты ($40,2 млн) среди всех американских спортсменов в игровых видах. Однако следующая большая сделка в НБА не заставила себя ждать: в июле Джеймс Харден продлил контракт с «Хьюстоном» на 4 года и $228 млн – новые условия начнут действовать с 2019 года. А следующим летом новое соглашение будут предлагать Леброну.
Рекордный контракт в НХЛ
20-летнего Макдэвида почти официально называют новым Уэйном Гретцки. Парень дебютировал в НХЛ в 18, в 19 стал капитаном «Эдмонтон Ойлерз» – самым молодым в истории лиги, а по итогам чемпионата 2016/17 получил приз самому ценному игроку и новый контракт – на 8 лет (с сезона 2018/19) и $100 млн. С зарплатой $15 млн Макдэвид будет самым высокооплачиваемым игроком сезона 2018/19: те же деньги прописаны в новом 8-летнем контракте 30-летнего голкипера «Монреаля» Кэри Прайса (всего – $84 млн), но по среднегодовой сумме ($12,5 млн) Коннор – абсолютный лидер. Ни Сидни Кросби ($8,7 млн), ни Александру Овечкину ($9,5 млн) столько не платят. Зато когда придет время обсуждать их новые соглашения, переговоры наверняка начнутся с цифры из контракта Макдэвида.
Adidas и соккер
Ни в одной европейской футбольной лиге нет экипировочной монополизации, но в Америке во всех топовых видах спорта (бейсбол, американский футбол, хоккей) принята другая схема – игровой формой команд лиги занимается один бренд. Adidas одевает футболистов MLS с 2010 года – тогда 8-летний контракт обошелся экипировщику в $200 млн. Этим летом продление (на 6 лет, с начала сезона 2018/2019 до 2024 года) стоило уже $700 млн, что неудивительно – по оценке Forbes, средняя стоимость команды MLS только за год выросла на 20%. Adidas сделал ставку на соккер и упустил возможность переподписать контракт с другим важным клиентом – НБА. Теперь экипировщик будет платить футбольной лиге больше бродкастерам: по соглашению с MLS суммарные расходы Fox Sports, ESPN и Univision составляют $90 млн в год.
Новые бизнес-правила НБА
НБА решила жить по-новому. Во-первых, сменила экипировщика. С 2006-го в лиге правил Adidas, а с нового сезона – и на 8 лет вперед – поставщиком всех команд лиги станет Nike. Сделка оценивается в $1 млрд. И за такие деньги Nike получил привилегию, которой не было у Adidas: на игровой форме, сделанной из экологически переработанных пластиковых бутылок, будет размещен логотип экипировочной компании. Во-вторых, с нового сезона лига – впервые в истории американского спорта – разрешила клубам продавать рекламное место на майке. И сразу 10 команд начнут чемпионат с логотипом спонсора на груди: «Бостон Селтикс» (PG), «Орландо Мэджик» (Disney), «Бруклин Нетс» (Infor), «Юта Джаз» (5 for the Fight), «Миннесота Тимбервулвз» (Fitbit), «Торонто Рэпторс» (Sun Life), «Кливленд Кавальерс» (Goodyear), «Филадельфия Севенти Сиксерс» (Stub Hub), «Голден Стэйт Уорриорз» (Rakuten) и «Сакраменто Кингз» (Blue Diamond Almonds). Выгоднее всего (пока) распорядился своей рекламной площадью «Голден Стэйт»: японская компания Rakuten (интернет-коммерция) заплатила $60 млн за трехлетний контракт. А, к примеру, «Филадельфия» договорилась со Stub Hub (билетный оператор) на три сезона и $5 млн в год.
Новый зарплатный рекорд НФЛ
Контракт на 5 лет и $135 млн (из них $50 млн – единовременный бонус за продление) получил от своего клуба «Детройт Лайонс» 29-летний Мэттью Стаффорд и стал самым высокооплачиваемым игроком в лиге. Владельцев команды не смутила сомнительная статистика футболиста: показывая отменную игру в регулярном чемпионате, Стаффорд за 8 сезонов в лиге ни разу не привел свою команду к победе в матчах плей-офф. Однако классных игроков его специализации – квотербека (он управляет игрой команды в американском футболе) – в лиге катастрофически мало, а для своего амплуа Стэффорд достаточно молод (лучшим квотербекам лиги по 35-40 лет), так что готовность клуба раскошелиться вполне объяснима. Просто для сравнения: 40-летний Том Брейди – квотербек «Нью-Ингленд Пэтриотс», пятикратный чемпион Супербоула и муж модели Жизель Бюндхен – получает $14 млн в год.