Край рыбацкий: губернатор Приморья рассказал Forbes об экономике своего региона
Бывший заместитель министра образования Владимир Миклушевский оказался на Дальнем Востоке в 2010 году, когда президент Владимир Путин назначил его ректором Дальневосточного федерального университета. И всего через полтора года он сменил Сергея Дарькина на посту губернатора Приморского края. Миклушевский руководит регионом уже более пяти лет. Путин определил территорию Дальнего Востока как центр развития России. «Роснефть» строит там судостроительный комплекс «Звезда», а «Газпром» и «Сибур» — нефтехимическое производство. В интервью Forbes Миклушевский рассказал об экономическом развитии края.
— Как организационно строится в Приморском крае работа по привлечению инвестиций?
— Помимо структур, которые работают в составе администрации Приморского края, а это в первую очередь департаменты экономики и развития предпринимательства, сельского хозяйства и другие отраслевые подразделения, которые отвечают за реализацию тех или иных инвестиционных проектов, существует еще несколько структур, которые являются интерфейсами между бизнесом и властью. В первую очередь, АНО «Инвестиционное агентство Приморского края». В нем собрана довольно успешная работоспособная команда, которая сопровождает инвестиционные проекты.
Кроме того, я возглавляю краевой Совет по привлечению инвестиций, задача которого — помогать крупным инвесторам, имеющим проекты на сумму более 500 млн рублей. На заседаниях этого совета, проходящих с привлечением контрольно-надзорных органов, выдающих разрешения в различных сферах, инвесторы рассказывают о тех проблемах, которые у них возникают при реализации проектов. Реализуется десять «дорожных карт» по снижению барьеров для бизнеса. Я возглавляю соответствующий организационный штаб, призванный обеспечить взаимодействие всех участников инвестиционного процесса. Координационная роль по улучшению делового климата в регионе возложена на проектный офис, а исполняют дорожные карты отраслевые ведомства. Мы также проводим работу в рамках использования лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, составляемого Агентством стратегических инициатив.
— Как вы оцениваете эффективность работы вашего инвестиционного агентства? Я изучаю ситуацию в других регионах — люди часто ездят в загранкомандировки, проводят road shaw, рассказывают про greenfield и brownfield, а на выходе нулевой эффект.
— Я критичный человек и редко ставлю очень высокие оценки своим подчиненным. Думаю, что этот вопрос лучше адресовать самим инвесторам. На сегодняшний день в Приморье созданы четыре территории опережающего развития с многомиллиардными инвестициями — в сельское хозяйство, судостроение, нефтехимию. Там не все от нас зависит, немало проектов федерального уровня, их курирует президент России, но региональные и муниципальные власти очень много делают для их реализации в части решения конкретных вопросов — предоставления земли, выдачи разрешения на строительство, подключения к сетям и т.д.
Сложно выделить отдельное звено из связной цепочки людей, которые на разных уровнях принимают решения. Я, кстати, очень благодарен полпреду президента РФ в ДФО Ю.П. Трутневу, который лично занимается крупными инвестиционными проектами. Безусловно, большой вклад вносит «Корпорация развития Дальнего Востока», Министерство по развитию Дальнего Востока. Короче говоря, работает целая команда настоящих профессионалов. Если такой команды не сложится либо отдельные ее участники будут работать плохо, ничего в итоге не получится.
— Вы предупредили мой вопрос касательно взаимодействия с корпорацией и министерством. Они действительно не лишние органы, а выполняют важную функцию?
— Однозначно. У нас хорошо налажено взаимодействие. Координируют эту деятельность лично полпред Трутнев и министр Галушка. Понятно, что эта работа непростая, во многом даже пионерская, ведь некоторые вещи, возможно, в России никогда не делались. Так, когда создавалась совместно с нашими федеральными коллегами концепция «Свободного порта Владивосток» и территорий опережающего развития (ТОР), то брались лучшие примеры зарубежных практик. На них мы и ориентируемся, потому что конкурируем в основном за инвесторов из стран АТР и эта конкуренция довольно жесткая.
— Вы конкурируете с заграницей или с другими регионами России?
— Мы конкурируем и с теми и с другими. Но продолжу пример конкретной работы. Компания «Русагро» — крупнейший российский агрохолдинг — реализует у нас проект по созданию свинокомплекса на 700 000 голов одновременного содержания свиней. А приморская компания «Мерси-Трейд» создает семь комплексов на 540 000 голов одновременного содержания. Это будут два столпа в свиноводстве Приморья. Само количество свиней, наверное, ни о чем не говорит, но важнее то, что к 2020 году, когда эти два проекта будут реализованы, мы увеличим производство свинины в 12 раз. Естественно, это экспортно ориентированный проект, потому что столько свинины нам самим не потребить, ее планируется экспортировать в страны-соседи, прежде всего в Китай.
— Я, разговаривая с вами, смотрю на регион через Google Earth, на границу по реке Уссури: слева — китайская территория, справа — Приморский край. Так вот, разница бросается в глаза, у них полностью возделанная земля, даже цвет территории другой, а у нас вспаханных полей не особенно много, преобладающий цвет — зеленый, то есть луга и заросли.
— Лучше смотреть не из космоса, а своими глазами — что обрабатывается, а что нет. Кроме того, где-то районы неустойчивого земледелия, там и не нужно возделывать, потому что это будет бессмысленным занятием. Я привел перед этим два примера, потому что они наиболее крупные, но у нас достаточно много совместных предприятий с южнокорейскими и китайскими партнерами, которые заинтересованы в развитии сельскохозяйственного производства в Приморье. Японцы меньше вкладывают в село, они больше смотрят в сторону высокотехнологичных производств. Наверное, мы пока не можем сравниться с китайскими сельхозпроизводителями по обрабатываемой пашне, есть еще задел, но, с другой стороны, это и хорошо, нам есть куда двигаться.
— А на микроуровне есть какие-то программы для фермеров, личных подсобных хозяйств?
— Конечно, имеется система поддержки начинающих фермеров, семейных фермерских хозяйств. Она, кстати, скоррелирована с соответствующей федеральной программой. Даются приличные суммы, например, для семейных ферм — дотация в 10 млн рублей. Естественно, человек должен найти и собственное финансирование, но соотношение, конечно, в пользу государственных денег. И многие этой поддержкой пользуются.
— У вас была принята Инвестиционная стратегия Приморского края до 2020 года. Как вы оцениваете ее выполнение?
— Отвечу так. Один из позитивных примеров положительной инвестиционной активности в стране — это Калужская область. Я не раз там бывал, мы в добрых отношениях с ее губернатором. Но для того чтобы достичь этих результатов, им понадобилось 10 лет. Мы с момента объявления Владимиром Путиным развития Дальнего Востока как приоритета XXI века работаем в активном режиме три с небольшим года. Журналисты часто спрашивают, как скоро появится отдача от ТОРов и Свободного порта Владивосток. Думаю, пройдет от двух до четырех лет, потому что предприятие нужно спроектировать, построить, вывести на проектные мощности. Это технологический процесс, который перепрыгнуть нельзя.
Но могу рассказать про свои ощущения. Я сам работаю в Приморье семь лет, изменения колоссальные, прежде всего, в сознании людей. Потому что они увидели, что поддержка руководства страны не на словах, а вполне осязаемая. Например, взять завод «Звезда». В Приморье никогда не было серьезного судостроения, имелся только судоремонт. Теперь наш завод в Большом Камне станет одной из крупнейших судоверфей в России и в мире. Средняя зарплата, когда он выйдет на проектную мощность, составит на предприятии 80 000 рублей при средней по Приморью 33 000 рублей. Поэтому, конечно, для людей это большое событие, жители города воодушевлены.
— Уже известно, кто будет потребителем его продукции?
— Речь идет прежде всего о российских грузоперевозчиках. Это и танкеры, и газовозы, и контейнеровозы, добывающие платформы и буровые установки. Президент поставил задачу — через определенное время все российские перевозчики должны заказывать суда на российских верфях.
— Много разговоров о Восточном нефтехимическом комплексе. В какой стадии сейчас работа?
— Совсем недавно в Благовещенске состоялось совещание под руководством президента страны, на котором присутствовал и я, а докладчиком был Игорь Сечин, представляющий основного оператора-инвестора этого проекта. Мощнейший нефтехимический комплекс будет располагаться в Партизанском районе Приморского края. Объем инвестиций — 546 млрд рублей, сумма внушительная. Проект реализуется в две стадии. На первой подразумевается производство бензина и различных масел, таково стратегическое решение главы государства, потому что бензин, который сейчас доставляется в Приморье, дороже, чем в европейской части страны, за счет транспортных издержек — у нас ближайшие НПЗ в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Естественно, они не могут обеспечить всю потребность, поэтому мы везем бензин из Сибири и иногда из европейской части. Вторая стадия — строительство комплекса по производству полиэтиленов, полипропиленов и других производных. Продукция будет поставляться на экспорт, мы позиционируем этот проект как нефтехимический кластер по примеру сингапурского. Известно, что в Сингапуре нефти нет, но он крупнейший ее переработчик. Пока проект находится на стадии проектирования.
— Несколько лет назад был создан Дальневосточный университет как современное образовательное учреждение. Это задел используется для местного хай-тека?
— Я назвал бы три сильные стороны Дальневосточного федерального университета и Дальневосточного отделения Российской Академии наук, которое располагается во Владивостоке. Первая — это производство БАДов. По сути, речь идет о лекарствах, но не прошедших клинических испытаний, на основе вытяжек из морских животных и растений. В Приморье этот метод достаточно развит. На него сейчас ориентируются фармацевтические фирмы. Это пусть более дорогие, но более эффективные лекарства.
Вторая сильная сторона — подводная робототехника. Наши студенты не раз выигрывали международные конкурсы и соревнования по подводной робототехнике. Есть и продукция военного назначения, но я не имею права о ней говорить. Это действительно конкурентоспособные в мировом масштабе разработки.
И третья — все, что связано с морской биологией. У нас создан Национальный научный центр морской биологии, в состав которого вошел и Приморский океанариум. Основная цель такого центра — объединение интеллектуальных и материально-технических ресурсов для решения фундаментальных и прикладных задач.
— Туристическое направление с учетом расположения края как-то развивается?
— Вы знаете, развивается настолько быстрыми темпами, что мы сами в хорошем смысле этого слова удивлены. Назову одну только цифру — туристический поток с 2012 по 2016 год увеличился в семь раз. Этому способствовали многие вещи — и наше сотрудничество с зарубежными коллегами, и работа туроператоров, которые внедрили новые турпродукты, и вклад транспортников, благодаря которым открыты новые паромные маршруты и авиалинии. Например, между Харбином и Владивостоком еще пару лет назад не было авиасообщения, сейчас оно имеется. Безусловно, это открытие у нас по поручению президента филиалов ведущих российских учреждений культуры. С начала 2016 года во Владивостоке работает Приморская сцена Мариинского театра. Сейчас мы работаем над созданием филиала Эрмитажа, соответствующее соглашение уже подписано, филиала Русского музея. Буквально на днях подпишем соглашение об открытии филиала Третьяковской картинной галереи во Владивостоке. Необходимые здания подобраны, где-то уже ведутся ремонтные работы для этих филиалов. Почему я об этом говорю? Потому что наши соседи — японцы, китайцы, корейцы, интересуются не только красивыми видами природы, которые есть в Приморье, но и, конечно, русской культурой и искусством. Сегодня они могут ознакомиться с ними только в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому создание таких привлекательных точек во Владивостоке кратно повышает туристский потенциал региона. Ну и нельзя не упомянуть об игорной зоне — ИРК «Приморье». В ней пока функционирует одна гостиница с игровыми залами, но идет активное строительство еще нескольких комплексов.
— Зона рассчитана на иностранных туристов или российских тоже?
— И на тех и на других. Но больше на туристов из стран АТР, в основном китайцев.
— А что с инфраструктурой для приема туристов, я имею в виду отели и гостиницы?
— Безусловно, причем это частные проекты. Не так давно в Хасанском районе, жемчужине Приморья, был открыт круглогодичный гостиничный комплекс «Теплое море», в котором предусмотрены теплый бассейн с морской водой, имеются коттеджи. Сейчас начато строительство второй очереди совместно с китайскими партнерами. Китайцы поверили в этот комплекс и готовы вкладывать в него деньги.
— Если говорить про соседей — Китай, Японию, Корею, то в чем особенность инвестиционного взаимодействия с каждой из сторон?
— Если говорить про внешнеторговый оборот, первое место занимает Китай, более половины всего внешнеторгового оборота Приморья приходится на эту страну. Потом идут Республика Корея и Япония. Если говорить о накопленных инвестициях, то с точностью до наоборот — первое место у Японии, потом Корея, затем Китай.
Японцы вкладывают, как правило, в высокотехнологичные производства. Например, «Соллерс» — совместное предприятие, которое выпускает здесь автомобиль Mazda и планирует строить завод двигателей в рамках ТОР «Надеждинская». Еще им интересна деревообработка. Кстати, во время визита на совместное предприятие «Тернейлес» я зашел в цех распиловки бревен и был приятно удивлен, что всем цехом управляли три человека, процесс производства полностью автоматизирован.
Большая часть инвестиций Республики Корея приходится на гостиничный бизнес и сельскохозяйственную отрасль. Так, в прошлом году в Южную Корею было экспортировано 8200 т кукурузы.
Китайских предприятий в Приморье больше всего, свыше двухсот. Основные сферы сотрудничества — сельское хозяйство, деревообработка и лесная промышленность. И, конечно, торговля.
— С Северной Кореей идет какое-то сотрудничество?
— Идет в основном в области привлечения рабочей силы. Северокорейские работники — трудолюбивые и дисциплинированные, в рамках имеющихся квот привлекаем их в такие отрасли, как строительство, сельское хозяйство. Есть и совместные предприятия в области торговли, добычи морских биоресурсов.
— Как строится географическое распределение инвестиций в крае?
— Исторически сложилось, что Дальнегорск, Кавалерово, Восток, Светлогорье — это горнорудный сектор. Есть ярко выраженные сельскохозяйственные районы — Пограничный, Октябрьский, Михайловский, Спасский. Терней и Пожарский район — лесопереработка. Есть районы с высокотехнологичными производствами — это юг Приморья. Развиваем территории в зависимости от того, какие в них имеются ресурсы, в том числе человеческие. Любой инвестор, принимая решение о запуске своего проекта, в числе первых задает вопрос о наличии кадров. В этой связи скажу, что нам повезло: Дальний Восток находится на большом расстоянии от европейской части, поэтому тут исторически были созданы вузы, которые закрывают все существующие потребности. И сейчас созвездие образовательных учреждений, действующих в регионе, обеспечивает кадрами практически полностью все те направления, о которых мы говорили выше. Там, где это нужно, они пересматривают свои программы.
— Как у вас обстоят дела с финансированием инвестпроектов из регионального бюджета? По опыту других регионов могу сказать, что тут возникают проблемы, особенно в момент экономического кризиса.
— У нас с этим более-менее нормально. Например, механизм ТОР предполагает создание государством инфраструктуры — инженерной, транспортной, энергетической. И мы ее софинансируем на условиях 50 на 50 с федеральным бюджетом. А это миллиарды рублей.
— Приморье — край рыбацкий. Как развивается эта сфера?
— Сразу скажу, что Приморский край вылавливает треть всей рыбы на Дальнем Востоке и пятую часть всероссийского объема. В числе перспективных проектов в этом направлении — развитие мощностей Владивостокского морского рыбного порта, который планирует построить новый современный холодильник емкостью 35 000-40 000 т единовременного хранения и переориентироваться на перевалку рефконтейнеров. Сейчас порт переваливает около 350 000 т грузов.
Кроме того, японский институт Номура разработал для нас концепцию создания рыбного кластера в бухте Суходол. Рассматривается также площадка на мысе Назимова, где уже есть инфраструктура — подъездные дороги, причальные стенки.
Нельзя не отметить, что по предложению премьер-министра Японии Синдзо Абэ японская сторона участвует в проекте превращения Владивостока в более комфортный город, одним из направлений которого является строительство рыбного рынка. Японцы — любители рыбы, поэтому они помогут нам создать хороший, на уровне лучших мировых стандартов, рыбный рынок. Макет этого рынка планируется презентовать на третьем Восточном экономическом форуме.