Когда в нефтяной индустрии начался кризис, операторам пришлось перераспределять свои бюджеты. Одно из направлений, в котором значительно снизились инвестиции — это геологоразведочные работы. Это привело к тому, что с начала падения цен на нефть открывается все меньше новых месторождений. Эта нехватка разведанных запасов может иметь значительное влияние на цену нефти в долгосрочной перспективе, так как может перерасти в дефицит предложения через 10 лет.
В течение 2016 года среднемесячный прирост мировых запасов традиционных газообразных и жидких УВ (нефть плотных пород и конденсат газоносных сланцев) составил всего около 580 млн.б.н.э. Это самый низкий показатель с 1940-х годов. Как показано на рис.1, с 2012 года прирост запасов традиционных УВ снижался ежегодно до 2016 года, спад составлял в среднем 30% в год.
В то же время, как показывает график, месторождения, открытые в мире в 2015 и 2016 годах, являются в основном газовыми, по сравнению с прошлыми годами. Фактически, в 2016 на долю жидких УВ приходится лишь ~40% прироста запасов.
В 2017 году прирост запасов происходил в том же медленном темпе, что и в 2016. Средний ежемесячный прирост составил ~425 млн.б.н.э. Однако, май 2017 «спас» положение: было открыто крупное глубоководное месторождение газа Yakaar, в акватории Сенегала. Таким образом, по объемам прироста новых традиционных запасов, май 2017 стал лучшим месяцем с августа 2015.
Устойчивость добычи при текущих ценах на нефть
К 2027 году, мировая добыча нефти и газа может достигнуть ~143 млн б.н.э./д. Как показано на рис.2, ~ 66% поставок приходится на месторождения, уже находящиеся в эксплуатации (окрашены в коричневый на графике), в то время как жёлтым показаны проекты, разработка которых уже санкционирована. Можно считать, что эти проекты гарантированно перейдут в фазу эксплуатации, так как операторы уже приняли по ним окончательные инвестиционные решения (FID). В 2027, около ~ 10% мировой добычи будет обеспечиваться проектами, которые сейчас находятся на стадии разработки и подготовки к эксплуатации.
Тем не менее, именно от потенциальной добычи разведанных, но еще не санкционированных месторождений (т.н. «гринфилды», отмечены зелёным цветом на графике) зависит, останется ли мировая добыча нефти и газа на стабильном уровне в будущем. Это будет зависеть как от инвестиционных решений операторов по уже открытым месторождениям, так и от будущих новых открытий. В 2027 общая добыча от месторождений, которые на данный момент являются гринфилдами, может потенциально составить 32 млн.б.н.э./д. что будет соответствовать ~22% мировой добычи на 2027 год. Лишь половина этой потенциальной добычи имеет точку безубыточности ниже $55 за б.н.э., что означает необходимость в более высокой цене на нефть для санкционирования разработки существенной части гринфилдов в будущем.
За последние пять лет мы стали очевидцами тенденции к снижению инвестиций в геологоразведку традиционных месторождений (exploration capex, Expex), что показано на Рисунке 3. В 2013 году их объём достиг ~$130 млрд, в основном за счёт Бразилии и США (главным образом в Мексиканском заливе). Объём инвестиций в ГРР снижался из года в год, упав до $50 млрд к 2016 году (среднегодовой спад 27% ежегодно с 2013). По итогам 2017 году мы ожидаем снижение инвестиций ещё на 12% до ~$40 млрд.
Около 70% мировых инвестиций в геологоразведку направлены на морское бурение и равномерно распределены между геологоразведкой на шельфе, в глубоководных и сверхглубоководных частях акваторий.
Недостаток капиталовложений в разведку может представлять угрозу для прироста запасов в ближайшие годы, по сути образуя замкнутый круг. Последние несколько лет мировой прирост запасов был на рекордно низком уровне, что ведет к дальнейшему нежеланию операторов инвестировать в геологоразведку и к сокращению бюджетов ГРР, что, в свою очередь, ведет к снижению объемов разведочного бурения и в ближайшем будущем непременно приведёт к ещё большему снижению прироста запасов. Влияние «упущенных запасов» не будет мгновенным, так как для разработки новых месторождений требуется относительно долгий период времени. Может пройти 5-10 лет пока на открытое месторождение перейдет в фазу эксплуатации, в зависимости от того, на суше оно или на море, его размеров, глубины воды, необходимых технологий, близости к инфраструктуре и прочих факторов.
С другой стороны, существует множество перспективных областей, обладающих потенциалом в миллиарды б.н.э., разведочное бурение в которых предполагается провести в ближайшем будущем. Их обзор можно найти на рис.4.
Согласно нашему анализу, в мире ещё не разведано около 1,4 трлн б.н.э. традиционных запасов. Ключом к открытию этим запасов является непрерывная геологоразведочная и оценочная активность. В противном случае, есть вероятность снижения уровня мировой добычи нефти и газа уже после 2027 года.
Самые крупные открытые месторождения после обвала цен на нефть в ноябре 2014 года
Zohr – сверхгигантское газовое месторождение, открытое в августе 2015 в глубоководной части акватории Средиземного моря, в территориальных водах Египта, оператором является Eni. Учитывая его размеры, у месторождения есть потенциал изменить геополитическую ситуацию в регионе.
Greater Tortue area – район, расположенный в глубоководной части акватории Мавритании и Сенегала. В начале 2015 года компания Kosmos пробурила первую разведочную скважину в водах Мавритании, в результате чего было открыто самое крупное морское месторождение Африки. В течение следующего года были пробурены четыре дополнительные разведочные и оценочные скважины, по линии, протянувшейся на 80 км к северу и 80 км к югу от морской границы между Мавританией и Сенегалом. В декабре 2016 Kosmos Energy заключила соглашение с BP, ставшей оператором и получившей 62% доли в лицензиях Kosmos, включая блоки C6, C8, C12 и C13.
Liza – крупнейшее нефтяное месторождение, открытое с начала падения цен на нефть. Разведочная скважина Liza-1 была пробурена в мае 2015 в глубоководной части акватории Гайаны. Оценочные скважины Liza-2 и Liza-3 также дали положительные результаты. Оператором проекта является ExxonMobil.
Katambi – газо-конденсатное месторождение, открытое в апреле 2016 в глубоководных морских районах Анголы, Block 24. Оператором является компания BP.
Почему же важно сфокусироваться на геологоразведке? Несмотря на то, что в данный момент много внимания уделяется краткосрочному дисбалансу между спросом и предложением на нефть, так как он влияет на конечную стоимость нефти, все же в будущем добыча тех месторождений, которые открываются сейчас, будет ключом к удовлетворению мирового спроса на нефть и газ.