За четверть века рынок лизинга заметно вырос в объемах, и в подходах, и в методах работы. Если раньше о лизинге говорили как о нетрадиционном способе получения финансирования для компаний, которые не проходили по банковским требованиям, то сейчас его роль заметно выросла. Сегодня лизинг является важнейшим инструментом, по значимости не уступающим стандартному кредитованию, а то и обгоняющим его, когда речь идет о модернизации и развитии несырьевых секторов экономики. Лизинг сегодня – это не только возможность для обновления основных средств, но и один из наиболее действенных механизмов стимулирования сбыта.
За время своего развития отрасль сделала огромный рывок, и сегодня российский лизинговый рынок находится на 11 месте среди страновых рынков в мире и по масштабу сопоставим с рынками Австрии, Швейцарии, Испании, Дании, Бельгии и многих других западноевропейских стран. По подсчетам Объединённой лизинговой ассоциации, за 14 лет объем нового лизингового бизнеса вырос в 17 раз, а портфель компаний – в 40.
Рынок лизинга в первом полугодии 2017 года вырос самыми большими для финансового сектора темпами. Объем лизингового портфеля в первом полугодии увеличился на 14% и достиг 3,22 трлн рублей. Согласно данным исследования «Эксперт РА», объем нового бизнеса (стоимости имущества) за первые шесть месяцев 2017 года составил около 425 млрд рублей (прирост по отношению к первому полугодию 2016 года около 55%). В прошлом году рынок достиг 742 млрд рублей по стоимости переданных в лизинг основных средств, что составляет около 0,9% ВВП России. Для сравнения: объем совокупного кредитного портфеля банков по итогам 2016 года сократился на 6,9%.
Лизинговая отрасль в России переживала разные времена, но сегодня именно лизинг стал мощным стимулом обновления основных фондов – и для крупного промышленного бизнеса, и для системообразующих отраслей экономики (например, аграрный сектор, строительство, транспорт), и для представителей малого и среднего бизнеса (МСБ). Именно лизинг является гарантом применения средств поддержки, поскольку через лизинговые компании субсидии доходят до реальных потребителей и используются целевым образом. Некоторые индустрии, вообще, просто не могут развиваться без лизинга — авиационная, железнодорожная отрасли, добыча полезных ископаемых и другие сырьевые отрасли.
Например, лизинг является фактически единственным вариантом финансирования на приобретение авиационной техники, железнодорожного транспорта, активно применяется для приобретения добывающего оборудования в связи с высокой стоимостью и большими расходами на владение (если покупать в собственность или кредит). В 2016 году на авиационный лизинг пришлось более 21%, на ж/д сегмент – 13% (подсчеты «Эксперт РА»). На добычу полезных ископаемых и сельское хозяйство пока приходится 2% и 3% соответственно, однако эти сегменты показали очень активную динамику.
В строительстве доля лизинговых сделок в продажах техники в 2016 году составила около 50% против 30% в 2015 году. Активно развивается и агролизинг – по оценкам «Эксперт РА», в прошлом году доля сельхозтехники в общей структуре рынка лизинга выросла с 1,5% до 3,0%. При этом в сельском хозяйстве высока концентрация компаний из сегмента МСБ.
Активно развивается и агролизинг – по оценкам «Эксперт РА», в прошлом году доля сельхозтехники в общей структуре рынка лизинга выросла с 1,5% до 3%. При этом в сельском хозяйстве высока концентрация компаний из сегмента МСБ.
Малый и средний бизнес занимает свыше 50% рынка по объему стоимости имущества в новых договорах, увеличение этого показателя является одной из важнейших тенденций отрасли. МСБ с помощью программ лизинга запускает производственные мощности, активно покупают и внедряют технологичное оборудование, обновляет транспортные парки. Этому способствует стимулирующая политика государства – в частности, программа льготного лизинга Минпромторга. Программа предполагает субсидию части авансового платежа по договорам лизинга. Скидка компании-лизингодателя приблизительно равна 10% стоимости автомобиля, причем купить можно до 20 транспортных средств. В общей сложности в рамках этой программы все лизинговые компании заключили свыше 50 000 договоров лизинга, в 2016 году – 30 000 на общую сумму более 50 млрд рублей. На 2017 год программа продлена, ожидается, она позволит увеличить число проданных транспортных средств более чем на 40 000 единиц, есть все основания полагать, что автолизинг продолжит оставаться одним из драйверов для лизингового рынка в целом.
На нашем рынке активно развиваются не только крупнейшие лизинговые компании, входящие в финансовые группы, но и небольшие региональные лизингодатели. Именно они, в основном, работают с малым бизнесом в регионах. Стоит отметить, что небольшие лизинговые компании вносят ощутимый вклад в обновлении технологической инфраструктуры. Согласно исследованию, проведенному НРА среди небольших лизингодателей, в их портфелях лизинг на технологическое оборудование приходится порядка 30-40%.
Следующей стадией за финансовым лизингом и новым драйвером лизинговой отрасли становится операционный лизинг. По мере развития операционного лизинга мы видим новую адаптацию предложений под потребности клиентов. В ближайшие 5-10 лет нас ожидает развитие, как в сегменте операционного лизинга, так и его специализации.
Лизинг, по сути, — это долгосрочные инвестиции в обновление основных средств, таким образом, без дальнейшего развития лизинга может быть заметный провал в инвестициях. Проседание объемов лизинга приводит напрямую к проседанию объема инвестиций в основной капитал. Сегодня же лизинг в целом растет темпами быстрее экономики: доля лизинга в ВВП в 2016 году выросла до 1,2% с 0,9% в 2015 году. У бизнеса есть спрос на обновление основных фондов, есть желание инвестировать в модернизацию, следующим этапом после чего становится обновление и рост экономики страны в целом. По оценкам НРА, объем инвестиций в основной капитал в 2016 году вырос на 1,5% (до 14 трлн рублей), а доля лизинга в инвестициях увеличилась с 6% в 2015 году до 8%. По подсчетам Минэкономразвития, в 2017 году ожидается положительная динамика инвестиций в основной капитал — прирост на 3,5%. Ориентировочно такие параметры достижимы при приросте лизинга в текущем году порядка на 10%.
Сейчас в лизинговой отрасли происходят реформы и решается будущее рынка. То, по какому пути он пойдет дальше, важно не только для лизинга и финансового рынка, но и экономики в целом, так как лизинговый рынок является органическим стимулом ее оздоровления и модернизации, с учетом того, что изношенность основных фондов в России составляет почти 50% (данные Росстата). Эти цифры доказывают, что другие формы финансирования не смогут восполнить спрос на переоснащение промышленности, сельского хозяйства и развитие малого бизнеса.