Помочь или не мешать. Что государство может сделать для социального бизнеса
В среду Владимир Путин встретился с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), чтобы обсудить существующие в этой области проблемы. На этой встрече мне удалось поговорить с президентом о том, как государство может поддержать социальных предпринимателей, и какие условия, созданные самим государством, сегодня являются сдерживающими для социально ориентированного бизнеса.
Передача госзаказа частным компаниям
В своем обращении к Федеральному собранию Президент рекомендовал региональным властям 10% госзаказа в социальной сфере передать НКО. Предпринимателей оставили в стороне. При этом частные поставщики социальных услуг в состоянии не хуже государства выполнять его функции, а часто даже лучше, потому что может позволить себе сосредоточиться на узких проблемах, не распыляясь на широкий фронт работ. Причем такая ситуация характерна не только для российского рынка. Интересный эксперимент был проведен в Швеции. Там построили пансион для пожилых людей, состоящий из двух одинаковых корпусов. Один из них отдали в управление частной компании, второй — государства. Через три года эксперты оценили работу каждого из корпусов. В расчет брали соблюдение стандартов качества, стоимость услуг и удовлетворенность персонала. Стандарты качества оказались выше в том корпусе, которым руководила частная компания. Стоимость его услуг была на четверть ниже государственной. Единственный параметр, по которому оба отделения оказались равны, — удовлетворенность персонала.
Таким образом, возможно, стоит дать разъяснения и уточнить, что в расчет могут браться не только НКО, но и негосударственные учреждения в целом, то есть в том числе коммерческие организации. Особенно справедливым и логичным это кажется, если учитывать то, что речь идет об оказании возмездных услуг. А пока существующее положение дел привело только к тому, что часть предпринимателей трансформировалась в НКО.
Создание справедливых тарифов
Часть социальных услуг все же постепенно передается в негосударственный сектор. Так, согласно Федеральному закону 442-ФЗ, человек вправе выбирать поставщика социальных услуг, в том числе среди коммерческих компаний, которые входят в реестр поставщиков таких услуг. Тарифы на оказание услуг формируются на региональном уровне, и они искусственно занижаются. Например, проживание пожилого человека в пансионате оценивается в 1000 рублей в сутки, при этом себестоимость услуги составляет 1500 рублей, а если следовать международным стандартам качества — 2500 рублей. Такая разница возникает за счет того, что тарифы формировались исторически, то есть ежемесячные затраты учреждения просто когда-то разделили на количество проживающих. При этом не были учтены затраты на капитальный ремонт, оборудование, амортизацию. Кроме того, тарифы отражают устаревшую систему, одним из недостатков которой была острая нехватка кадров. Бизнес не может работать по предложенным тарифам, поэтому регионы обращаются к федеральным властям за финансированием для создания дополнительных государственных мест долгосрочного ухода. Но эти расходы выше, чем было бы необходимо для увеличения тарифов. Необходимо создать такую систему формирования тарифов, которая отражала бы реальные затраты бизнеса, обеспечивала хотя бы минимальную прибыль и была ориентирована на качественный уход.
Внедрение стандартов качества
Сегодня в России не существует единой системы контроля качества для учреждений социальной сферы. Сейчас проверяют только государственные учреждения, и критерии оценки носят скорее формальный характер. Например, проверяют только наличие положенного оборудования, но не умение персонала его использовать, маркировку постельного белья, а не его пригодность и так далее. При этом, например, в Израиле и государственные и частные гериатрические центры работают по единому стандарту. Это отдельный документ, который есть в открытом доступе на сайте Министерства здравоохранения Государства Израиль. Существует отдельный контролирующий орган, который отвечает за проверку подобных учреждений. На такую проверку выезжает мультидисциплинарная бригада, состоящая из социального работника, физиотерапевта, гериатра, диетологи и других специалистов. В итоге получатель социальных услуг всегда может зайти на сайт Минздрава и ознакомиться с результатами проверки: увидеть оценки конкретного учреждения, рекомендации, которые были даны ему и так далее.
Опыт Израиля и других стран, которые по праву считаются лидерами в области социального обеспечения, показывает, что наличие системы контроля качества может оказывать ощутимое влияние на многие показатели. Например, она может помочь уменьшить загруженность учреждений долгосрочного ухода и снизить смертность среди инвалидов и пожилых. За счет внедрения единых стандартов качества Израиль сделал систему социальной поддержки конкурентным преимуществом страны. Уверенность в том, что человек будет полностью защищен государством в случае потери дееспособности, а также в старости, делают государство привлекательным для жизни и снижает отток работоспособных граждан, соответственно, способствует росту ВВП. Однако радует уже то, что и у нас государство стало слышать бизнес. Мы можем прямо говорить с первыми лицами государства, не обходя острые углы.