Больше воздуха. Для чего реконструируют самый загруженный вокзал Америки
«Станция тесная и грязная… Подземную часть мы называем лабиринтом, но, по мне, это катакомбы» — так губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо описывал самый загруженный в Западном полушарии железнодорожный вокзал Пенсильвания Стейшн на Манхэттене, презентуя публике проект его редевелопмента. Пенн Стейшн обслуживает 625 000 человек в день, это почти втрое больше, чем все три аэропорта Нью-Йорка, и втрое больше расчетной пропускной способности. Власти давно собирались реконструировать станцию, контракт на редевелопмент с открытой датой был подписан еще в 2005 году, но девелопер тогда так и не начал работы. Один из проектов даже предусматривал перенос в другое место знаменитого круглого театра Мэдисон Сквер Гарден.
Пенн Стейшн открылась в 1910 году, пышное здание из гранита и мрамора со стеклянной крышей было построено по образу и подобию вокзала д’Орсе в Париже. В 1963 году из-за спада железнодорожных перевозок власти города решили, что содержать огромное старинное здание невыгодно, и его снесли. Архитекторы были против, защитники памятников проводили уличные акции, но это не помогло. Вся подземная часть с путями, перронами и залами ожидания сохранилась, а на месте снесенного здания построили две офисные башни и арену Мэдисон Сквер Гарден.
В начале 1990-х сенатор Дэниэл П. Мойнихэн предложил восстановить Пенн Стейшн, где он работал чистильщиком ботинок во времена Великой депрессии. По мысли сенатора, для реконструкции можно было использовать стоящее рядом здание почтамта, спроектированное в начале XX века теми же архитекторами.
Вокзал принадлежит железнодорожной компании Amtrack, и она вложила $267 млн в реконструкцию западного вестибюля, который открылся в июне, но это не решало проблему глобально. Региональная Long Island Rail Road (LIRR) привозит на вокзал почти в 10 раз больше пассажиров, чем федеральная Amtrack, поэтому за дело взялись власти штата. Осенью прошлого года губернатор Куомо объявил старт нового проекта стоимостью более $3 млрд. Почтамт все-таки превратится в новый современный вокзал, который решили назвать в честь сенатора — Мойнихэн Трэйн Холл.
Исторические фасады почтамта отчасти сохранят. Площадь нового вокзала составит 23 000 кв. м — на 50% больше площади существующей Пенн Стейшн, высота — с девятиэтажный дом. На этой высоте оригинальные стальные конструкции почтамта будут поддерживать стеклянный потолок, поэтому в новом вокзале будет много света. На балконах расположатся рестораны и торговля, кроме того, проект предусматривает строительство 54 000 кв. м офисных и 10 200 кв. м торговых помещений в западной части Трэйн Холла, чтобы привлечь частных инвесторов. Объект должен быть достроен в 2019 году и открыт в 2020-м, его общая стоимость — $1,6 млрд. На многоступенчатом конкурсе девелоперами проекта были выбраны Skanska, Related Companies и Vornado Realty.
Саму Пенн Стейшн тоже серьезно реконструируют. Ширина входной группы увеличится с 7,5 м до 21 м. Высоту потолков значительно увеличить не удастся, но, чтобы пассажиры не испытывали клаустрофобию, потолки будут закрыты LED-панелями, транслирующими голубое небо и облака. Стены между вестибюлями и перронами станут стеклянными. Чтобы обеспечить «бесшовные» пересадки, нью-йоркский метрополитен вложит $50 млн в реконструкцию двух примыкающих к вокзалу станций метро. Amtrack строит новые тоннели под Гудзоном для высокоскоростных поездов, для их обслуживания на Пенн Стейшн появятся платформы и подъездные пути.
Реконструкция Пенн Стейшн — часть масштабного проекта обновления транспортной инфраструктуры штата Нью-Йорк стоимостью $100 млрд. По плану эти деньги должны быть потрачены на реконструкцию аэропортов и железнодорожных сооружений за пять лет. Для сравнения: Москва за прошедшие пять лет инвестировала в транспортную инфраструктуру около $20 млрд.
625 000 человек в день обслуживает вокзал Пенсильвания Стейшн.
$600 млн платят девелоперы за права на коммерческую недвижимость на Пенн Стейшн.
$100 млрд — цена проекта обновления транспортной инфраструктуры штата Нью-Йорк.
Читайте также: Жизнь в цилиндре: зачем испанский архитектор поселился на цементном заводе
Читайте также: Короли российской недвижимости – 2017: рейтинг Forbes