Вчера был опубликован ежегодный рейтинг Global Retirement Index, который показывает, насколько в тех или иных странах выход на пенсию является комфортным. Нужно понимать, что рейтинг составляет французская финансовая корпорация Natixis, и в фокусе именно денежная сторона вопроса. Исходя из этого были выбраны методология и критерии оценки. Поэтому вполне объяснимо, что первые позиции рейтинга заняли наиболее обеспеченные страны. Россия заняла 40-ое место из 43-х возможных. Это говорит о том, что нам еще много над чем нужно работать. В первую пятерку вошли Норвегия, Швейцария, Исландия, Швеция и Новая Зеландия.
При этом Норвегия, Швеция и Исландия с их высокими налогами обеспечивают достойный уровень жизни всем категориям граждан, пожилые люди тут просто не исключение. Это, на мой взгляд, основная причина, почему Скандинавские страны входят в число лучших. Интересно, что практически во всех государствах, вошедших в топ, высокий пенсионный возраст. Люди дольше работают и имеют больше возможностей для того, чтобы сделать накопления.
Ряд других стран, которые занимают высокие позиции в рейтинге, например, Швейцария, Новая Зеландия, на протяжении уже длительного времени большие средства вкладывают в формирование и развитие системы долгосрочного ухода. Причем это касается не только зависимых пожилых людей, но и инвалидов, паллиативных больных и других категорий граждан, которым требуется такой уход. В России же подобной системы нет в принципе, сфера долгосрочного ухода не работает как единый организм. Одни вопросы находятся в ведении медицинских учреждений, другие — центров социального обслуживания и так далее. И человеку каждый раз приходится собирать отдельный пакет документов, заново разбираться в бюрократических тонкостях и терять еще много времени на тех итерациях, которые можно полностью исключить, если будет налажено межведомственное взаимодействие.
Справедливо будет отметить, что некоторые критерии, по которым Россия как раз опережает многие страны, не учитывались при составлении рейтинга. Например, в ряде государств большинство социальных услуг для пенсионеров по-прежнему находится в ведении государства, это относится к той же Швеции. Пожилые люди там не могут выбирать поставщика услуг. Если они не готовы самостоятельно оплачивать частный гериатрический центр, то могут обращаться только в государственные учреждения. Да, в топовых странах такие государственные учреждения обеспечивают уход на достойном уровне, но конкуренции здесь все же нет, а именно она побуждает повышать качество услуг. В России, согласно Федеральному закону 442-ФЗ, получатель социальных услуг может выбрать как государственное учреждение, так и частную компанию, входящую в реестр поставщиков социальных услуг.
Еще одним важным фактором, который не учитывался в рейтинге, является участие пенсионеров в социальной жизни семьи. У нас пожилые люди много времени уделяют общению с внуками, присматривают за ними, гуляют, отводят в школу и на кружки в отличие от большинства зарубежных стран, где семейные узы не настолько сильны. При этом подобное общение благотворно влияет на эмоциональное состояние и даже здоровье представителей старшего поколения. Таким образом, если бы рейтинг состоял из другого набора критериев, у России были бы шансы занять более высокую позицию.
Но пока имеем что имеем: 40-ое место из 43-х. Что можно предпринять уже сегодня, чтобы ситуация в России улучшилась? В первую очередь, начать строить систему долгосрочного ухода. При этом она должна работать так, чтобы помогать не только зависимым людям, но и их семьям, осуществляющим неформальный уход. Родственникам таких людей тяжело, их интересы обязательно должны учитываться. Например, в Израиле государство выделяет семьям денежные пособия для того, чтобы они могли нанять профессиональную сиделку. У нас же предусмотрены выплаты неработающим членам семей, которые самостоятельно ухаживают за зависимым родственником. Таким образом, государство будто поощряет то, что взрослый трудоспособный человек занимается не своим делом.
В рамках системы долгосрочного ухода необходимо продолжать развивать конкуренцию, она будет стимулировать участников рынка повышать качество услуг. Еще на качестве услуг сказывается (причем негативно) тот факт, что сегодня порог входа на рынок ухода за пожилыми людьми невысокий. Так пансионат для представителей старшего поколения может открыть кто угодно, в том числе человек, который не имеет специальных знаний и далек от этой сферы в принципе. Кроме того, отрасли остро требуется единая система стандартов и контроля качества, которая бы позволила объективно оценивать работу учреждений, а также система обучения персонала.
Помимо строительства системы долгосрочного ухода нужно увеличивать покупательную способность пенсионеров. Этого можно добиться несколькими путями. Во-первых, увеличить пенсию, здесь, кстати, наблюдается положительная динамика за последние 10-15 лет. Во-вторых, стимулировать людей самостоятельно откладывать средства на пенсию. Ее накопительная часть — грамотное решение. Но чтобы этот инструмент работал, нужно параллельно повышать доверие граждан к государству, и менять существующий иждивенческий подход населения — человек не должен думать, что государство обязано дать ему все и сразу. На самом деле оно должно обеспечивать лишь необходимый минимум, но высокого качества.
Изменения в существующей системе потребуют существенных вложений. Но мы все должны понимать, что делаем это в первую очередь для самих себя и даже в большей степени для своих детей, так как данный процесс длительный. Если мы хотим лучшего будущего, то нужно начинать инвестировать в него уже сегодня.