К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как социальные инструменты в медицине могут преобразить мир лекарств

Фото Adrees Latif  / Reuters
Фото Adrees Latif / Reuters
Каждый год в России потребляется огромный ассортимент лекарств, но при этом пациенты в большинстве своем получают низкокачественное лечение. С чем это связано и как изменить ситуацию на российском фармрынке?

Российский фармацевтический рынок активно восстанавливается после кризиса. Правительство обещает производителям мощную многоуровневую поддержку, призывает инвесторов вкладывать деньги в строительство новых заводов и целых фармацевтических кластеров. Несмотря на это, в абсолютном выражении объем продаваемых препаратов в несколько раз меньше аналогичных показателей европейских стран, как в денежном выражении, так и по количеству проданных упаковок. В пересчете на душу населения по паритету покупательной способности средний россиянин тратит в год $141 на лекарства, в то время как например в Словакии $533, во Франции $596, в Греции $721.

Обратная ситуация с ассортиментом лекарственных средств. Список наименований, представленный на полках аптек, очень широк. При этом на рынке мало хороших, полностью отечественных препаратов, преобладают низкокачественные лекарства. По данным генеральной прокуратуры доля поддельных лекарств достигала 15% по состоянию на 2016 год. На этом фоне как пациентам, так и врачам довольно сложно ориентироваться, когда дело доходит до выбора лечения.

За рецептом – к фармацевту

 

В народе, к сожалению, забота о своём здоровье всё ещё мало популярна. К врачу идут, когда становится совсем плохо, а до тех пор пытаются лечиться самостоятельно, обращаясь за советом в аптеку. Даже если препарат назначил врач, пациент для его покупки отправляется к фармацевту, где имеет привычку перепроверять назначение доктора. Читает несколько раз инструкцию, выясняет у аптекаря его мнение, причем мнение врача подвергается самому критическому анализу. Получается, что довольно большую часть лекарств в России назначают не врачи, а фармацевты, что вредит и отрасли, и здоровью пациентов в целом.

Естественно, что при отсутствии клинического опыта, фармацевты склонны рекомендовать те лекарственные средства, которые либо активно рекламируются, либо напрямую продвигаются фармкомпаниями в данной аптеке. Ни о каких схемах лечения в таком случае речи не идет и идти не может. Эффект и побочное действие никто не отслеживает, потому что в задачи фармацевта такие вещи не входят, а к врачу этот пациент либо вообще не обращался, либо в итоге стал лечиться всё равно по-своему.

 

Однако, не только в России так плохо. Проблема медицинского комплаенса актуальна во всем мире. Например, в Великобритании около половины лекарственных назначений выполняются пациентами неадекватно, что снижает эффективность лечения и ухудшает прогноз при хронических заболеваниях. В России дело усугубляется и другими неблагоприятными факторами, такими как низкая квалификация и мотивированность практических врачей. По данным исследования ВЦИОМ, низкий уровень профподготовки врачей беспокоит 47% опрошенных, входя, таким образом, в ТОП-3 проблем российского здравоохранения. Невролог П.Бранд считает, что количество грамотных врачей в России не превышает 10%.

Какое обучение, такое и лечение

Если пациенты ориентируются при покупке лекарств в основном на фармацевтов, то ориентиром для многих врачей, как ни странно, являются не профессора ВУЗов, а медицинские представители фармкомпаний. Происходит это по одной простой причине: государство не готово расходовать реально необходимые деньги на образование и переподготовку медицинских кадров, и фармкомпании с удовольствием заполняют образовавшуюся нишу.

 

Переподготовка врачей в старой парадигме происходила один раз в пять лет. Последнее время активно проводится модернизация этой системы. Теперь чтобы пройти очередную аттестацию, врач должен накопить баллы, набрав их на профильных мероприятиях. Самообразование оставлено на откуп врачей и медучреждений, а у нас, как известно, персонал всегда в недостатке, и никакой главврач не пойдет на то, чтобы его терапевты каждый месяц несколько дней вместо работы проводили на симпозиуме.

В такой ситуации единственным выходом для постоянно занятого, но хотящего как-то поддерживать свой профессиональный уровень врача, становятся семинары, организуемые медицинскими представителями фармкомпаний. После вступления в силу запрета о посещении врачей во время работы, региональные менеджеры не скупятся на всевозможные лекции, круглые столы и прочие ивенты для врачей, которые становятся по сути единственным каналом информации для них о мире лекарств.

Вот и получается, что кто продаёт, тот и обучает использованию. Своего рода живая инструкция по применению. Врач уже выбирает не одну из нескольких стратегий, основанных на клинических данных и проверенных институтами. Выбор делается между аналогичными препаратами разных фармкомпаний, и как правило, основным ориентиром служит цена.

Что влияет на выбор врача лечить по старинке, или брать в основу современные схемы? В отсутствие обмена опытом на регулярных независимых встречах и конференциях, у врача исчезает широта и системность подхода, редуцируется понимание действительных механизмов действия лекарств, нет инструментов, которые позволяют отследить эффект назначенного лечения и системно подойти к его оценке. Например, семейные врачи в Израиле обязаны каждый месяц посещать региональные отраслевые конференции с обучающей программой, и все врачи в них участвуют. У нас подобного пока нет даже на бумаге.

Будущее за онлайн обучением

 

В условиях жёсткой нехватки кадров и времени, работы на полторы-две ставки, на первый план выходят цифровые технологии. Понимает это и государство. Так, например, недавно под кураторством Минздрава был создан специальный портал непрерывного медицинского образования, призванный дать врачам знания через интернет. Вот только, к сожалению, своё прямое назначение он пока не выполняет и вряд ли сможет: принудительное обучение никогда не будет эффективным, а создать что-то рыночное, демократичное и интересное для специалистов, государственные структуры не могут по определению.

Совершенно другое дело – социальные сети для профессионалов. В них генератором контента выступает само врачебное сообщество. Например, в соцсети автора статьи зарегистрировано около 70% российских врачей, из которых более половины активно участвуют в обсуждениях. Топ излюбленных тем для обсуждения, после проблем медицины конечно, неизменно занимают разборы клинических ситуаций, советы по лечению и вопросы молодых врачей к старшим коллегам.

В таком сообществе любой специалист может рассчитывать на поддержку практически по любому вопросу. Уровень врачей очень разный – от выпускников института до институтской профессуры. Без регуляторов, без Минздрава, без окриков главврача. Только проверенные наукой и клинической практикой рекомендации от более опытных коллег, которые всегда можно обсудить, улучшить, добавить и исправить. Своего рода плавильный котел медицинского знания, львиная доля которых касается именно применения лекарств.

В совокупности все врачи только одной соцсети «Доктор на работе» проводят в год около 1,4 млрд приёмов и выписывают более 3 млрд упаковок лекарственных препаратов. Достаточно большая база, чтобы говорить о больших возможностях профессиональных ресурсов влиять на рынок лекарственных препаратов в стране.

 

До половины аудитории таких сообществ приходится на молодых специалистов в возрасте 25-35 лет. Это люди, которые жаждут новых знаний, активно делятся своим опытом и с интересом обучаются всему новому. Прямо у постели больного молодой врач может спросить совет старших коллег, инициировать клинический разбор или онлайн консилиум. Большинство врачей после консультации выбирают или меняют схему лечения, состав лекарственной терапии. Аудитория достаточно лояльна, нетерпима к пропаганде и профанации.

Опыт «Доктора на работе» показывает, что врачи, которые используют этот ресурс, как инструмент для общения с коллегами, склонны назначать своим пациентам более качественную терапию, основанную на доказательных принципах. Чем выше уровень знаний у врачей, тем больше они назначат хороших, всесторонне изученных лекарств, тем меньше у пациента побочных эффектов и выгоднее экономическая составляющая.

Это касается не только отдельных препаратов, но и для целых схем лечения. Врачи могут точно так же делиться ими, выбирать наилучшие, рекомендовать самые безопасные и работоспособные. Пациент при этом получает не просто рекомендации от своего лечащего врача, а как бы результат деятельности целого консилиума докторов, основанный на длительной клинической практике.

Для дополнительного, более точного мониторинга врачебных назначений, существует приложение Doctor Index. В него врач может занести все лекарства, которые он назначал за тот или иной период работы, дозировки, кратность приёма и т.д. Далее есть возможность обрабатывать эту информацию, делать заключения об эффективности и побочных эффектах препарата, знакомить с этим специалистов.

 

На данный момент профессиональные интернет ресурсы охватывают около двух третей врачей России. Такой охват позволяет накапливать действительно ценные результаты в плане обмена опытом в клинической сфере и применении лекарственных средств. Тренды, распространяющиеся через один ресурс, могут быстро переходить на всё активное врачебное сообщество и влиять таким образом на миллионы людей. Сейчас задача в лекарственной отрасли – поддерживать хорошие, доказательные тенденции и фильтровать негативные, устаревшие.

Форпост науки – в поликлинику

Клинические исследования медицинских препаратов теперь тоже станут более прозрачными и доступными. С июня 2017 года вступил в силу новый стандарт ICH E6 GCP, согласно которому информация о ходе исследований должна быть доступна не только спонсорам, но и обычным исследователям. К слову сказать, согласно статистике Synergy Research Group, более трети российских исследований в 2016 году были частью многоцентровых международных исследований, а их организаторами почти в 60% случаев были иностранные спонсоры. Сейчас такого рода исследования недоступны в своём большинстве простым врачам.

В наших силах сейчас сделать все возможное, чтобы не допустить полного развала российского здравоохранения. Цифровые технологии необходимо использовать грамотно, методично, но в полную силу, поскольку именно они в ситуации жестких кадровых проблем могут качественно повысить уровень образования и квалификации российских врачей. Профессиональные сообщества могут стать не только драйвером фармацевтического рынка, влияя на его структуру в пользу более качественных препаратов, но и источником достоверной информации об эффективности и безопасности лекарств. Важно как можно быстрее начать инвестировать во врачебное сообщество, в том числе и связанные с этим цифровые технологии, иначе эры расцвета российской медицины можно и не дождаться.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+