Согласно исследованию компании SAP, посвященному проблемам развития кадрового потенциала в ИТ-отрасли, только 13% выпускников считают, что для работы им вполне хватает полученных в ВУЗе знаний. И хотя респондентами были представители ИТ-отрасли, мне эти результаты кажутся вполне репрезентативными по рынку в целом.
Например, по опыту работы в индустрии private equity я вижу, что зачастую выпускники даже вполне серьезных ВУЗов не представляют себе реальных ожиданий работодателей относительно знаний и навыков соискателей даже на младшие позиции. И это выливается в серьезную проблему конфликта ожиданий, когда специалист не готов к реалиям выбранной профессии либо не умеет адаптироваться к ее изменениям, продиктованным развитием рынка. На этом фоне все чаще слышны претензии к университетам: о низком качестве образовательных программ и актуальности предоставляемых знаний. Равно как и к работодателям: о несоразмерно низком уровне вознаграждения на entry level jobs и разрыве между гонорарами juniors и партнеров.
Тема качества образования заслуживает отдельной статьи – сейчас хотелось бы остановиться именно на актуальности знаний и навыков. Этот вопрос является, пожалуй, одним из самых серьезных среди тех, которые сегодня ставятся перед образовательными учреждениями. Будем объективны: «срок годности» диплома сегодня составляет не более пяти лет, и специалист, который не стремится к непрерывному развитию своих компетенций, перестает быть конкурентоспособным на рынке труда уже в течение нескольких лет после начала трудовой деятельности: ему не светит повышение, и вскоре (часто, как раз через пять лет) его замещает более молодой и амбициозный коллега. В результате работодатель несет дополнительные необоснованные расходы на введение в должность нового сотрудника, новый безработный озлобляется на «бесчеловечный» корпоративный мир, и они все дружно ругают ВУЗ за то, что не дал знаний и навыков для успешной работы по специальности, которая написана в дипломе.
Для успеха в любой профессии и на любом этапе карьеры требования к профессиональной и специальной подготовке будут только возрастать, особенно в условиях усиливающейся глобализации и открытости рынка труда. Именно поэтому концепция «непрерывного образования» станет одним из ключевых драйверов успешной карьеры. Но вопрос, каким должно быть это «непрерывное» образование, пока остается открытым. Образовательная система страдает от непрекращающегося противостояния генералистов и специалистов. Во-первых, как найти баланс между развитием общего кругозора и повышением уровня специальной подготовки? И, во-вторых, что современное университетское образование сможет предложить специалистам нового рынка так называемых «гибридных» профессий?
Как говорится, если движение нельзя остановить – его надо возглавить, что я и предлагаю сделать нам, работодателям. И речь не о традиционном повышении квалификаций сотрудников. Кстати, согласно «Общеиндустриальному обзору заработных плат и компенсаций за 2016 год» от компании EY, работодатели сокращают затраты на обучение сотрудников. Моя идея заключается в том, что профессиональные сообщества и ассоциации выпускников могут и должны работать как институты экспертов в области таких программ, помогая ВУЗам и job-порталам формировать действительно качественный и востребованный образовательный контент, объективные системы оценки, а работодателям – конкурентоспособный кадровый резерв.
Не секрет, что для успешного карьерного роста хорошее образование должно идти в связке с реальными контактами в профессиональной среде. Организацию среды для качественного нетворкинга могут и должны создавать ассоциации выпускников, являясь своеобразным «мостиком» между ВУЗом и его выпускниками. На сегодняшний день наиболее эффективным и в России, и за рубежом, является формат менторских программ, в рамках которых, взаимодействие студентов и профессиональных сообществ развивается и по линии обмена знаниями, и как основа для нетворкинга.
Таким образом, все вызовы с которыми образовательная система сталкивается при подготовке специалистов, востребованных в будущем, могут быть в известной степени решены при активном сотрудничестве учебных заведений и профессиональных сообществ.