Жара на нынешнем Ле Бурже была жестокой: температура доходила до +37 градусов. Но экстремальная погода не нарушила график авиашоу. Пробки на дорогах, томительные очереди на входе, толпы людей в выставочных павильонах, визит президента Франции — все, как всегда. Желающих поглазеть на нового французского президента было много, но чаще всего звучал вопрос про его жену: «А первая леди будет?» Эммануэль Макрон приехал на открытие один. На что местный журналист заметил: «Конечно, Бриджит пользовалась бы большей популярностью».
Макрон посетил Ле Бурже на следующий день после второго тура парламентских выборов, где его сторонники одержали убедительную победу. В этом контексте «выход на публику» был особенно хорош. Несмотря на палящее солнце, Макрон не сократил экскурсию по уличным экспонатам, начав осмотр с военных самолетов. Макрон перемещался в очень плотном кольце охраны, авиационных топ-менеджеров и журналистов. Его трехчасовое нахождение на Ле Бурже, впрочем, нисколько не помешало работе салона.
Но не Макрон стал главным героем этого авиашоу. После того, как Бахрейн, Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет закрыли воздушное пространство Катара, авиационная общественность тут же взялась обсуждать незавидное будущее Qatar Airways. Еще до Ле Бурже исполнительный директор авиакомпании Акбар Аль-Бакер призвал ICAO объявить блокаду незаконной. На самом авиасалоне он повторял это в каждом интервью, параллельно рассказывая о рекордной прибыли Qatar Airways, планах по закупке новых самолетов и открытию новых маршрутов.
Кульминацией стала речь Аль-Бакера на церемонии SkyTrax. Награждение руководителей авиакомпаний обычно идет долго: от вручения мелких номинаций до самой главной проходит часа три. В помещении тесно и душно. Но, пожалуй, SkyTrax Awards — мероприятие, где можно встретить самое большое число гендиректоров авиакомпаний на квадратный метр помещения. Они всегда лично выходят получать заветную «дощечку».
Стоя в окружении красивых стюардесс Qatar Airways, Аль-Бакер терпеливо ждал звездного часа. И вот на экране появляются названия десяти авиакомпаний — претендентов на статус World's Best Airline. Барабанная дробь, и ведущий выкрикивает имя победителя: «Qatar Airways!» Аль-Бакер идет на сцену, а зал взрывается аплодисментами. «Пока нас блокируют соседи, мы получаем награды. И эта награда не для меня, не для моей авиакомпании, а для моей страны», — сказал Аль-Бакер, и зал повторно устроил овацию (так бурно, кажется, победителя SkyTrax еще не приветствовали). Авиация против границ, потому что свобода передвижения — одно из условий успеха в этом бизнесе. И как будто в подтверждении этому через пару дней появилась новость, что Qatar Airways хочет купить долю в American Airlines.
Прошлый победитель World's Best Airline — авиакомпания Emirates скатилась на четвертое место. Для Аль-Бакера, наверняка, это был отдельный приятный момент, что уж скрывать. Многие отмечают: Emirates теряет в качестве из-за того, что сильно разрослась. Есть и версия, что против Emirates сыграла дешевая нефть: доходы правительства ОАЭ сократились, а, значит, и уменьшилась поддержка национального перевозчика.
Кстати, про дешевую нефть. Несколько лет назад, когда баррель зашкаливал за $100, авиасалоны активно продвигали тему альтернативных источников энергии для самолетов. На Ле Бурже в 2011 году премьерой был Solar Impulse, работающий на энергии солнца. В 2013 году во всеобщем внимании купался Airbus E-FAN — самолет на электрических аккумуляторах. И это не считая проектов по биотопливу (когда обычный керосин смешивается с растительным — например, сделанным из водорослей). При нынешней цене нефти тема потеряла остроту. Авиапроизводители добросовестно рассказывают о том, как экономично расходуют топливо их самолеты. Даже и этот аргумент перестал был критически значимым при обновлении парка.
Ни один авиасалон не обходится без летальных аппаратов будущего. В пригород Парижа приехал прототип электрического самолета Alice. Его вместимость — до 11 человек (с учетом двух пилотов), а дальность — почти 1000 км, заявляет компания-разработчик Eviation Aircraft. Очень привлекательным для selfie оказался пассажирский дрон SureFly. Все, кто хотел, мог забраться во внутрь и представить, каково это — лететь без пилота. В кабине два сиденья и планшет с картой. Дальность полета до 113 км. SureFly имеет бензиновый двигатель, резервный источник энергии — аккумулятор, восемь пропеллеров и даже парашют, говорится на сайте разработчика Workhorse.
Лавры Concorde не дают покоя инженерам и предпринимателям. Почти 15 лет назад Concorde совершил последний полет, с тех пор с завидной регулярностью появляются концепты сверхзвуковых самолетов. Ни один из них не дошел даже до прототипа. Но, как говорится, мечтать не вредно. Макет сверхзвукового самолета Boom Supersonic на Ле Бурже привлек немало внимания. Еще не существующим суперсоником вместимостью до 55 мест заинтересовались пять авиакомпаний, среди них и Virgin Group Ричарда Брэнсона. Всего в портфеле заказов — 76 самолетов; каталожная стоимость — $200 млн. Boom Supersonic сократит полет из Нью-Йорка в Лондон в два с лишим раза — до 3 часов 15 минут, обещают основатели проекта, не называя главного: сколько стоит вся эта красота и кто платит?
И только стенд «Рособоронэкспорта» возвращал всех на землю: на его огромном экране крутился ролик, рассказывающий о возможностях зенитного ракетного комплекса «Бук-М2Э».