PR и санкции: «Новатэк» сменил своего лоббиста в США
Пока США расширяет санкционные списки российских компаний и граждан, «Новатэк», попавший под американские санкции летом 2014 года, нанял в США нового лоббиста своих интересов — компанию Mercury. Соответствующий документ был зарегистрирован 15 мая 2017 года в палате представителей конгресса США. Среди клиентов компании Mercury выделяется правительство Катара и посольство страны в Вашингтоне. Основные владельцы «Новатэка» — миллиардеры Леонид Михельсон (24,8%) и Геннадий Тимченко (23,5%), а также французская Total (19%) и «Газпром» (10%).
Ранее лоббированием интересов «Новатэка» в США занималась фирма Qorvis MSLGroup. Она была нанята в 2014 году в целях лоббирования усилий по недопущению принятия сенатом Закона о российской агрессии на Украине от апреля 2014 года, предполагавшего введение санкций против «Новатэка», «Газпрома», «Роснефти», Сбербанка и других российских компаний, банков и частных лиц. За полгода компания заплатила лоббистам $560 000. В первом квартале 2015 года — $180 000. По дальнейшему периоду данных нет.
В 2016 году «Новатэк» занялся также лоббированием в США проекта по сжиженному газу «Ямал СПГ», в котором компании принадлежит 40% (еще по 20% — французской Total и китайской CNPC). Для этого были наняты две компании: MSLGROUP Americas и Qorvis MSLGroup. Первая из них получила во второй половине 2016 года $240 000. Второй за второй квартал 2016 года было выплачено $360 000. MSLGROUP Americas продолжила лоббирование проекта в 2017 году, выплаты по итогам первого квартала составили $120 000.
Именно Qorvis MSLGroup фигурировала в финансовой декларации президента США Дональда Трампа за 2016 год. Согласно документам, лоббистская компания, сотрудничающая с Саудовской Аравией, выплатила Trump International Hotel выплатила $269 000. Противники главы государства убеждены, что эти выплаты были сделаны властями Саудовской Аравии в попытке воспрепятствовать принятию закона «Справедливость против спонсоров терроризма», позволяющего семьям жертв терактов 11 сентября подать в суд на Эр-Рияд. Тем не менее в прошлом году закон был принят.
Остались ли довольны в «Новатэке» работой MSLGROUP Americas и Qorvis MSLGroup — неизвестно. В компании не стали комментировать отношения с лоббистами. Но, похоже, работа с лоббистов приносит свои плоды. В мае 2014 года группа сенаторов-республиканцев во главе с одним из самых влиятельных членов комитета по иностранным делам Бобом Коркером внесла законопроект, расширяющий возможность введения санкции против российских физических лиц и компаний. В списке тех, против кого должны были быть введены ограничительные меры, значились Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, «Газпром», «Новатэк», «Роснефть» и Рособоронэкспорт. В декабре 2014 года законопроект был подписан президентом Бараком Обамой, однако к тому моменту из вышеперечисленных компаний в списке остался только Рособоронэкспорт.
Сразу после введения санкций в 2014 году лоббистской деятельностью в США занялся российский Газпромбанк. Это поручено компании Squire Patton Boggs. За анализ банковского законодательства и нормативных актов США, затрагивающих примененные санкции, она получили по $150 000 в третьем и четвертом квартале 2014 года. По итогам 2015 года ей было выплачено $550 000. В 2016 году — $600 000.
Компания International Launch Services Inc. (созданное в 1993 году для маркетинга пусковых услуг РН «Протон» СП центра имени Хруничева, РКК «Энергия» и американской корпорации «Локхид») начала лоббировать свои интересы в США еще в 2013 году. Компания Troutman Sanders оказывала услуги, связанные с 20-летием коммерциализации ракеты-носителя «Протон», получив за два квартала $20 000. В 2014 году к лоббированию интересов International Launch Services («вопросы, связанные со спутниками и космическим пространством») подключилась Madison Group (получила за три квартала 2014 года $150 000). О суммах, выплаченных Madison Group в 2016 году (в 2015 году услуг по лоббированию зарегистрировано не было), данных нет. В первом квартале 2017 года было заплачено $160 000.
В 2015 году активную лоббистскую деятельность в США c целью воздействовать на действия конгресса или исполнительной власти США, «которые влияют на введение санкций США в отношении российских банков», развернул банк ВТБ. Контракт был подписан с PR-компанией Manatos & Manatos. И продолжает действовать и в 2017 году.
В 2016 году лоббировать свои интересы в США начал Sberbank CIB. Для «разъяснение сферы применения санкций, оценки возможных путей устранения последствий санкций и мониторинга соответствующих изменений, применимых к таким вопросам» была нанята компания Podesta Group. Ее гонорар за три квартала 2016 года составил $170 000. Также лоббированием интересов Сбербанка занимается в США компания Madison Group. Поквартальные выплаты составили $60 000, $105 000, $90 000 и $75 000. В первом квартале 2017 года к ней присоединилась SGR LLC Government Relations and Lobbying, получившая за три месяца работы, как и Madison Group, $50 000.
В 2016 года в США свои интересы лоббировал и проект «Северный поток 2». Этим занималась компания McLarty Inbound LLC, получившая в 2016 году за услуги $690 000. Компания занималась «мониторингом и дополнением обсуждаемой Вашингтоном энергетической безопасности ЕС». Лоббистская деятельность проекта «Северный поток 2» в США в 2017 году не зарегистрирована.
В середине марта 2014 года, сразу после того, как Крым воссоединился с Россией, США, Евросоюз, Канада, Австралия и Новая Зеландия ввели первый пакет антироссийских санкций. Он в основном касался физических лиц и организаций. В июле 2014 году США объявили о введении секторальных в отношении ключевых российский компаний. В санкционный список попали в том числе пять банков с госучастием (ВЭБ, ВТБ, Банк Москвы, Газпромбанк и Россельхозбанк), а также «Роснефть», «Новатэк», «Уралвагонзавод». Компаниям был ограничен доступ к кредитам в США. Были введены ограничения на поставку в Россию оборудования для разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа.
Осенью 2014 года санкционный список был расширен. Минфин США добавил в него «Газпром» и «Лукойл», «Транснефть» и «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и Сбербанк, «Ростех» и «Алмаз-Антей». В дальнейшем санкционные списки не раз расширялись Вашингтоном. За неделю до окончания своего президентского срока — 13 января 2017 года глава Белого дома Барак Обама продлил санкции против России еще на год.
14 июня 2017 года сенат США одобрил законопроект о новых ограничительных мерах против России в ответ на возможное «вмешательство» Москвы в американскую президентскую кампанию 2016 года. Новые санкции еще больше ограничивают кредитование российских нефтегазовых компаний и передаче им технологий для разведки и добычи нефти на глубоководье, на арктическом шельфе и в сланцевых формациях. 19 июня палата представителей конгресса США по инициативе Республиканской партии отложила быстрое голосование по законопроекту, направив документ на изучение в комитет по иностранным делам.
20 июня 2017 года Минфин США впервые при президенте Дональде Трампе расширил антироссийский санкционный список, включив в него 19 физических лиц и 19 организаций. Среди них оказались дочерние предприятия «Транснефти» («Черномортранснефть», «Гипротрубопровод», НПФ «Транснефть»), несколько работающих в Крыму российских банков (Индустриальный сберегательный банк, Черноморский банк развития и реконструкции, банк «Рублев», «Северный кредит», «Ярославич», «Центр международных расчетов»). Санкции введены также в отношении компании ИФД «Капиталъ», которой владеют миллиардеры Вагит Алекперов и Леонид Федун и которой принадлежит отель Riviera Sunrise Resort&SPA в Крыму.
Санкциям подверглись также частная военная компания «Вагнер» и структуры петербургского бизнесмена Евгения Пригожина (известен как «главный повар Кремля» и «личный кулинар Владимира Путина»), в том числе компании Concord Catering (комбинат питания «Конкорд») и Concord Management and Consulting. Сам Пригожин попал в санкционный список Минфина США в декабре 2016 года.
Читайте также: «Новатэк» под санкциями: политический эффект без экономического смысла