Советское наследие. Об экономической политике в следующем электоральном цикле
Современную политическую и экономическую систему страны создали бывшие члены советской коммунистической партии времен хрущевской оттепели, достаточно прагматичные, чтобы всерьез и безвозмездно служить построению светлого коммунистического будущего во времена СССР, и достаточно циничные, чтобы сильно заморачиваться принципом верховенства права, когда они оказались у руля постсоветского общества. На рубеже 2000-х общественный выбор склонился преимущественно в пользу закона силы, а не силы закона.
Если в советской экономике действовала единая сверху донизу административная модель распределения ресурсов, которая распространялась почти на все сферы производственной и социальной деятельности общества, то в нормальной рыночной модели распределительная роль государства сосредоточена в основном в общественно необходимых секторах экономики, а основные ресурсы распределяются на основе рыночных контрактов. Такие отношения приводят к росту и процветанию, только если они защищены от несправедливой конкуренции, хищнических действий и силового вмешательства, в том числе и самого государства. Основа этого — правосознание общества и власти, опирающееся на поддержку независимой третьей ветви власти.
Нарушение этих прописных истин вышло боком отечественной экономике. Постсоветское архаическое правосознание, эксплуатирующее панический страх перед переменами и фантомные политические предубеждения советского времени, сделало отечественную рыночную экономику слабой и неспособной к динамичному росту, подвергло ее серьезным геополитическим рискам.
Несмотря на приход к активной экономической жизни поколения, рожденного и выросшего уже в постсоветской России, запрос на формирование правовой и правоприменительной системы, соответствующей современной рыночной экономике, останется слабым. Вряд ли стоит рассчитывать, что это новое поколение будет обладать образцовым рыночным правосознанием, хотя и не будет обременено правовым нигилизмом, унаследованным из прошлого.
Противостояние вызовам, связанным с потребностью сформировать цивилизованные и стабильные правоотношения в обществе и бизнесе, останется довольно сильным. Изменения в качественном составе элит происходят медленнее, чем созревает запрос на изменения, поэтому предпочтение скорее будет отдано сдерживанию этих процессов. Потребуется время, чтобы создались такие отношения, когда бизнес и власть действительно равноудалены друг от друга и, главное, равны перед законом. Скорее всего, в предстоящем периоде существующие отношения должны будут пройти через кризис, прежде чем радикально поменяются.
Отсюда примерно понятно, на каких принципах будет строиться экономическая политика в следующем электоральным цикле. Первый принцип — сохранение определяющего влияния государства на экономические и общественные процессы, которое будет оставаться важнейшим фактором, существенно ограничивающим предпринимательскую инициативу. В рамках существующей правовой парадигмы принадлежность государству основных стратегических высот в экономике — лучший способ контролировать основные, не включенные в госбюджет, денежные потоки и поддерживать неконкурентным путем материальную базу лояльности зажиточных элит. Второй принцип — поддержание макроэкономической стабильности. Этот принцип останется одним из высших приоритетов экономической политики в качестве важнейшего реального бастиона в борьбе за относительную экономическую устойчивость. Более того, до тех пор пока геополитические риски будут препятствовать заметному притоку иностранных инвестиций в отечественную экономику, невиданно низкая инфляция и относительная стабильность рубля будут важнейшим позитивным фактором экономической действительности 2020-х годов. Третий принцип — сохранение достаточной для функционирования большого государства налоговой базы. Дискуссия о налогах закончится их повышением. О будущей конфигурации налогов уже известно из источников во власти, и с небольшими вариациями в следующем цикле эта конфигурация будет претворена в жизнь.
Львиная доля ресурсов будет уходить на то, чтобы реализовывать внешнеполитическую доктрину и отбиваться от поднявшегося на дыбы НАТО. Это будет требовать поддержки государственного сектора, и в первую очередь оборонной промышленности.
Ограниченность возможностей по привлечению внешних сбережений и капитала будет означать, что поддержать заметный экономический рост можно только за счет более интенсивного использования фактора труда. Однако в рыночной экономике, вступающей в эпоху цифровой революции, этот фактор имеет очень ограниченную эффективность.
Самая большая неопределенность связана с растущей высокими темпами цифровой экономикой и четвертой промышленной революцией, которые уже начинают менять сложившиеся производственные связи и иерархические отношения между государством и его гражданами. Сегодня трудно предугадать, какие последствия для экономического развития могут сложиться от взаимодействия новых «гибридных» форм общественных и производственных отношений, порождаемых этой революцией, с нынешними архаическими общественными отношениями и институциональной ригидностью общества. Во-первых, инновации в этой области создаются относительно небольшими сообществами, как правило, интеллектуально продвинутых несистемных людей. Зрелость общества в целом, социальная и правовая среда взаимодействия, развивающее регулирование и хорошая институциональная база науки и систем образования и здравоохранения — все это основа для успешной деятельности таких сообществ, которые, в свою очередь, будут выставлять соответствующий запрос к общественным институтам и качеству государственного регулирования.
Во-вторых, эта революция радикально преобразует роль человека в производственных и управленческих процессах. Уже сейчас мы видим, что в наиболее передовых странах формируется армия так называемых прекариатов, то есть людей, не имеющих постоянного места работы, среди которых как раз много созидателей новой экономики.
Потенциально это люди, фактически лишенные каких-либо стабильных государственных материальных гарантий их существования в будущем, когда время поставит вопросы о пенсионном обеспечении и поддержании здоровья.
Вот и получается, что следующее десятилетие можно смело причислить к эпохе назревания больших перемен, в период которых жить интересно, но очень и очень нелегко, а экономическая политика является противоречивой и непоследовательной.