Еврокомиссия против «Газпрома»: монополия уступает европейским потребителям
На днях в Польшу прибыл первый газовоз с американским СПГ. Польское правительство надеется, что «Газпром» может быть вытеснен с европейского рынка либо его доля может быть существенно сокращена. В 2022 году у Польши истекает контракт с «Газпромом», и продлевать его страна не собирается.
Глава польской нефтегазовой компании PGNIG Петр Возняк сообщил, что компания подготовила свои условия в ответ на «Предложения об исполнении обязательств» «Газпрома» в рамках антимонопольного расследования. Основное требование PGNIG заключается в обязательном наложении штрафа на «Газпром» за нарушение норм европейского антимонопольного законодательства. Компания также считает, что «Газпром», несмотря на все предложенные уступки, должен предоставлять клиентам «единовременного права устанавливать формулу расчета контрактной цены в средне- и долгосрочных контрактах вместе с механизмом проверки этой цены в арбитраже». С точки зрения Возняка, такой механизм обеспечит формирование справедливой рыночной цены для потребителей и не позволит «Газпрому» их завышать.
Само антимонопольное расследование против «Газпрома» началось еще в 2012 году. Еврокомиссия заявила, что российская компания подозревается в нарушении статьи 102 Договора о функционировании Евросоюза и тем самым препятствует построению единого рынка газа в общеевропейском пространстве. Суть обвинений европейской стороны сводилась к следующему: возможно, российская компания разделяла газовые рынки, препятствуя свободному перетоку газа через территорию ЕС, диверсификации поставок газа, а также устанавливала несправедливую стоимость для своих клиентов, привязывая их в долгосрочных контрактах к мировым ценам на нефть.
По прошествии пяти лет, в марте 2017 года, Еврокомиссия предварительно одобрила и анонсировала на своем официальном сайте «Предложение об исполнении обязательств», подготовленное «Газпромом» 14 февраля этого года в ответ на антимонопольное расследование европейской стороны против российской компании. Документ содержит ряд уступок для потребителей газа из России в ЕС: в частности, «Газпром» обязуется в действующих и новых контрактах с европейскими потребителями убрать положение о запрете перепродажи российского газа на территории РФ.
С точки зрения европейской стороны, газ, купленный потребителем, является его собственностью, соответственно, какие-либо права «Газпрома» на территории ЕС на него прекращаются. Из-за низкой насыщенности газопроводной системы в Болгарии и странах Прибалтики, «Газпром» будет продавать газ в эти страны по фиксированной прозрачной цене, то есть российская компания должна будет предоставить методологию расчета стоимости газа с фиксированными параметрами, что позволит этим странам привлечь и отыскать инвестиционные возможности для ее развития. Более того, «Газпром» обеспечит Венгрии, Польше и Словакии беспрепятственную возможность перепродавать и осуществлять реверсивные поставки газа в Болгарию и страны Прибалтики. Европейцы считают, что устранение препятствий для трансграничной перепродажи газа позволит Болгарии развить инфраструктуру для поставок его в ЕС, в частности в Грецию. В целом эти уступки «Газпрома» фактически поспособствуют свободному перетоку газа в странах Центральной и Восточной Европы.
Российская компания обязуется пересматривать законтрактованную цену газа в соответствии с целевыми ценами (преимущественно со стоимостью на европейских газовых хабах). В случае значительного расхождения цен «Газпром» готов вносить поправки в действующие и новые контракты.
По мнению европейцев, реализация этого положения позволит приблизить стоимость российского газа для стран Центральной и Восточной Европы к ценам в Северо-Западной Европе, где уже сформировалась развитая система торговли на газовых хабах. «Газпром» не потребует возмещения убытков от болгарских партнеров, связанных с прекращением реализации проекта «Южный поток». Пока Еврокомиссия принимает комментарии – до 4 мая 2017 года — от правительств стран, газовых компаний ЕС к предложениям «Газпрома», стоит отметить, что в случае их ратификации антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении российской компании будет закрыто.
Стоит также отметить, что в течение трех лет — до момента предъявления Еврокомиссией предварительных официальных обвинений «Газпрому» — европейскими регуляторами была проведена большая работа, направленная на адаптацию долгосрочных газовых контрактов, заключенных с поставщиками, в том числе между Россией и странами ЕС, к современным правилам функционирования европейского рынка газа.
В результате два из четырех основных долгосрочных поставщиков газа в ЕС — Норвегия и Нидерланды — начали постепенно менять условия своих долгосрочных контрактов с европейскими потребителями. Эти страны индексировали (на 75-100%) контрактную цену газа относительно спотовой цены и смягчили условия «бери или плати». Россия и Алжир, будучи также крупными поставщиками, сохранили нефтепродуктовую (нефтяную) индексацию цены, но при этом также смягчили условия «бери или плати».
Эти правила регулирования, последовательно введенные обширным набором документов трех энергетических пакетов в период 1998-2009, обеспечили постепенную смену системы ценообразования на газ в ЕС: реализация газа на европейских хабах с привязкой к конкуренции «газ-газ» начала стремительно увеличиваться и, соответственно, продажи газа с нефтепродуктовой привязкой снижались и стимулировали развитие конкуренции между внешними поставщиками газа во всех странах-членах Евросоюза без исключения.
В 2009-2015 годах 65 раз были пересмотрены контракты «Газпрома» с 30 европейскими компаниями. В основу пересмотров легли такие положения, как индексация части поставок сверх объемов «бери или плати» к спотовой цене (до 15% годовых контрактных объемов), снижение уровня «бери или плати» в контрактах (изначально с обязательством последующего отбора газа), предоставление в индивидуальном порядке (как правило, по решению суда) временных скидок от контрактной цены газа начиная с 2011 года.
Несмотря на пересмотр контрактов со стороны «Газпрома», европейские регуляторы полностью не были удовлетворены. В первую очередь из-за того, что конкуренция внешних поставщиков газа в страны Центральной и Восточной Европы так и осталась на низком уровне. Преобладающая доля поставок российского газа в этом европейском регионе сохранилась. Антимонопольное расследование против «Газпрома» продолжилось.
В апреле 2015 года Еврокомиссия предъявила российской компании предварительные официальные обвинения в ведении неконкурентной политики в восьми странах Центральной и Восточной Европы (Польше, Эстонии, Латвии, Литве, Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии), что, вероятнее всего, препятствует созданию единого рынка газа в общеевропейском пространстве. Обвинения заключаются в следующем: препятствовании свободной трансграничной перепродажи газа внутри Европейской экономической зоны; возможно, установлении несправедливых (завышенных) цен на газ для Болгарии, Эстонии, Латвии, Литвы и Польши; использовании своего доминирующего положения в поставках газа в Болгарию и Польшу с возможным навязыванием оптовым покупателям определенных инфраструктурных обязательств.
Эти официальные обвинения в адрес «Газпрома» не стали окончательным решением о состоятельности антимонопольного расследования, которое еще грозит компании штрафом до 10% от годового мирового оборота. Выдвинутое «Предложение об исполнении обязательств» «Газпрому» от 14 февраля 2017 года охватывает и урегулирует их в полной мере, оказывая максимально положительный эффект в снятии барьеров по привлечению новых поставщиков газа в страны Центральной и Восточной Европы и в конечном итоге — построению единого газового рынка в общеевропейском пространстве.
Следующая стадия расследования будет полностью зависеть от положительной или отрицательной реакции правительств стран, газовых компаний ЕС на эти предложения. Если заинтересованные стороны воспримут документ «Газпрома» положительно, то он примет статус юридически обязательного и, следовательно, антимонопольное расследование будет закрыто, в обратном случае расследование продолжится.