«Газпром» и Украина: эскалация конфликта ведет к росту поставок российского газа в Европу
История судебного противостояния «Газпрома» и «Нафтогаза Украины» приближается к финалу: уже есть первые результаты по делу в Стокгольмском арбитраже по многомиллиардным встречным искам энергохолдингов, которые были поданы в арбитраж еще летом 2014 года (по состоянию на начало апреля текущего года, взаимные претензии «Газпрома» и «Нафтогаза» по контракту купли-продажи газа с учетом штрафов и процентов составляли около $45,7 млрд и $17,9 млрд соответственно).
Предварительные итоги, ретранслированные «Нафтогазом», следующие:
- во-первых, это удовлетворение его претензий к «Газпрому» по долгосрочному контракту на поставку природного газа на Украину в части действия принципа «бери или плати» (Take-or-Pay) – по этой норме финансовые обязательства сняты;
- во-вторых, отменяется запрет на реэкспорт газа.
Впрочем, делать глубокие выводы еще слишком рано. Менеджмент «Газпрома» парирует — озвучено промежуточное решение, оно обрамляет принципиальные юридические моменты, но в нем не звучат конкретные цифры и даты, что куда важнее.
Так что предметные дискуссии впереди. И до их начала еще примерно месяц. Исходя из комментариев главы «Газпрома» Алексея Миллера, окончательные официальные итоги из Стокгольмского арбитража по тяжбе российского концерна с «Нафтогазом» станут известны не раньше конца июня.
Украина идет на эскалацию
Учитывая, что порядок сумм во встречных исках сторон сопоставим (это десятки миллиардов долларов, но при этом у российского концерна потолок претензий к контрагенту выше), можно предположить сценарий «судебной взаимокомпенсации». «Арбитр» вполне способен представить резолюцию об обоюдном обнулении всех выставленных счетов в рамках дела. Это было бы оптимальным сценарием для завершения спора. И вероятность такого исхода сохраняется.
Но в любом случае «Газпрому» ничто не мешает пойти дальше в юридическом отстаивании своей позиции – путем оспаривания претензий, например, в Апелляционный суд Стокгольма. Новый процесс в любом случае, пусть и на время, но все-таки нивелирует пока предпочтительную позицию «Нафтогаза».
В целом же отмена международным судом претензий к украинскому газовому концерну по контрактному правилу «бери или плати» — безусловно, плохой сигнал для «Газпрома». Прочие его контрагенты в Европе получают повод для оспаривания нормы, которая лежит в основе долгосрочных контрактов российского холдинга.
Киев, тем временем, вдохновленный предварительными выводами международного суда, начал сомнительные с юридической точки зрения действия по взысканию с «Газпрома» неких «антимонопольных» штрафов, утвержденных внутренними украинскими судами. То обстоятельство, что на территории Украины у «Газпрома» нет активов, сопоставимых с размером выписанных штрафов, подталкивает Киев идти за периметр национальных границ. Искать союзников в тех странах Европы, где работает «Газпром», и уже там пытаться арестовывать его имущество.
Понятно, что открыто европейцы не поддержат киевскую авантюру. Однако провокации со стороны отдельных государств Старого Света, известных предвзятым отношением к «Газпрому», таких, например, как Польша или Литва, вполне ожидаемы.
Практические последствия
В свою очередь, российская сторона не развивает полемику. К примеру, глава «Газпрома» Алексей Миллер, комментируя журналистам возможный несанкционированный отбора транзитного газа «Нафтогазом» в зачет штрафов, ограничился в буквальном смысле парой слов: «Пусть попробуют». Он понимает, что эскалация конфликта вплоть до отбора российского «голубого топлива» лишь дискредитирует Украину как транзитера. Что в итоге поддерживает проекты обходных газотранспортных магистралей из России в Европу – «Северного потока-2» и «Турецкого потока».
На фоне смакования «Нафтогазом» решения Стокгольмского арбитража США поддержали повестку наступления на «Газпром», заявив, что снова готовы помочь Европе энергоресурсами. Впрочем, пока на деле вся история с американским сжиженным природным газом (СПГ) – это швартовка нескольких метановозов в портах Старого Света в годовом периоде и сокрытие коммерческих условий этих тестовых поставок сырья. Таинственность не спроста - заокеанский СПГ дороже российского сетевого газ, возможно — кратно дороже. Об этом Вашингтон предпочитает умалчивать.
Если же рассматривать эскалацию конфликта «Газпрома» и «Натофгаза» в практическом формате, то, как показывает экспортная статистика, рост напряжения стимулирует европейцев форсировать подготовку к новому отопительному сезону. Так, «Газпром» в первой половине мая нарастил экспортные поставки в дальнее зарубежье по сравнению с аналогичным периодом 2016 года примерно на 9% — до 7,5 млрд кубометров в абсолютных показателях.
Российский газовый концерн рассчитывает, что тенденция роста закупок европейскими контрагентами российского «голубого топлива» сохранится, учитывая в том числе и фазу активного восстановления экономики еврозоны.