Дельта Жемчужной реки: как развивается самый перспективный регион Китая
Десять лет назад, работая на юге Китая в районе с живописным названием «Дельта Жемчужной Реки», я замечал, что производство в регионе переживало непростые времена. Казалось тогда, что предпринимательская энергия района начала иссякать и причин тому было несколько.
В начале 2000-х правительство Китая усилило налоговую нагрузку на экономически эффективные предприятия восточного побережья, и, параллельно, увеличило финансирование инфраструктурных проектов в центральном и западном Китае. Рабочие из западных регионов стали возвращаться по домам, отчего на востоке сильно выросли расходы на производство и возникла нехватка в рабочей силе. Учитывая массовое старение населения в Китае, владельцы фабрик в регионе стали активно обсуждать возможность переброски производств в более дешевые Вьетнам, Бангладеш, Мьянму и Тайланд. Отчасти так и случилось, однако экономика региона не пришла в упадок, наоборот, повысила добавленную стоимость производимых продуктов до 76% (для сравнения аналогичная величина в Европе составляет, по данным университета Sussex, 87%).
Сегодня ВВП Дельты Жемчужной реки составляет $1,2 трлн, средний прирост ВВП региона за последние десять лет превысил 12% в год. Регион занимает всего 1% от общей территории Китая, но дает, по данным Economist Intelligence Unit порядка 10% ВВП страны и 25% объема всего китайского экспорта.
На днях, вернувшись из поездки из Китая, я сделал для себя вывод, что Дельта Жемчужной реки станет одним из самых развитых регионов в мире уже в следующем десятилетии. Здесь же будут сосредоточены возможности для создания самых перспективных технологических стартапов будущего.
Каким образом региону удается сохранять такие темпы развития и оптимистично смотреть в будущее?
1. Инфраструктура
Создав сеть высокоскоростных железнодорожных путей и автомагистралей, разместив у себя три из десяти крупнейших в мире грузовых портов и три крупных международных аэропорта, правительство «Дельты» на этом не остановилось. Так, например, на сегодняшний день локальный инфраструктурный проект стоимостью более $17 млрд ставит себе целью соединить к 2020-му году мостом материковый город Чжухай с Гонконгом. Это позволит перераспределить нагрузку на «перегретый» Шеньчжень и создать условия для дополнительного кумулятивного роста экономики района.
Для того, чтобы добиться этого, потребуется построить не только мост, но также тоннели и даже искусственные острова. В результате дорога из Чжухая в Гонконг, занимающая сегодня почти четыре часа, станет занимать менее получаса. Параллельно «Дельта» строит общее транспортное кольцо, целью которого является возможность достичь все основные города региона в течение одного часа: например, дорога из Гонконга до Гуанчжоу, на которую раньше уходило два с лишним часа, будет преодолеваться за 48 минут. С учетом того, что в пределах 4-х часов полета от «Дельты» проживает почти половина населения планеты, возможности для бизнеса поистине потрясающие.
2. Инновации
По мнению декана бизнес-школы Гонконгского Научно-Технологического Университета, доктора Стивена Де Крея, на сегодняшний день инновационный потенциал Дельты Жемчужной Реки превышает потенциал Кремниевой Долины. Он объединяет преимущества Гонконга, как самой свободной экономики на Земле, с возможностью использования колоссального научно-технологического и производственного потенциала прилегающих областей материкового Китая.
Создание инновационных прототипов обходится здесь иногда почти в десять раз дешевле Кремниевой Долины, при значительно более высокой скорости прототипирования. Доступное венчурное финансирование создает массу возможностей для стартапов, а приток талантливых инженеров со всего Китая в компании-флагманы (Huawei, Foxconn, Tencent, BGI, DJI и многие другие) обеспечивает потребность стартапов в человеческих ресурсах.
Наличие высококлассных специалистов и финансирования дает возможность заменить ручной труд автоматизацией: в ближайшие годы правительство провинции Гуандун планирует выделить до миллиарда юаней на поддержку проектов автоматизации и роботизации промышленных предприятий, совокупный прогнозируемый рост производительности может составить от 15 до 30% (данные The Economist). Инвестиции региона в НИОКР превышают средние по Китаю более чем в два раза, например, Шеньчжень инвестирует в среднем 4% ВВП в R&D, а инвестиции флагманских компаний могут доходить до 10% от оборота.
3. Интеграция
Объем ВВП на душу населения материкового Китая составляет менее трети от объема Гонконга, однако разница значительно меньше, если сравнивать Гонконг с близлежащим материковым Шеньчженем. Тысячи специалистов ежедневно выезжают на работу из Гонконга в Шеньчжень и вечером возвращаются обратно: планируемый прямо на границе Шеньчженя и Гонконга технопарк, позволит работникам высокотехнологичной сферы встречаться и работать на нейтральной территории, избегая формальностей, потерь времени и приобретая взамен такие преимущества как близость к производственным площадкам и низкие налоги.
Помимо технопарков развивается экономика знаний: в соседнем с «Дельтой» городе Шаньтоу планируется открытие кампуса израильского университета «Технион», а в Гонконге вскоре будет построен кампус бизнес-школы Чикагского университета. Помимо лучших в Азии гонконгских университетов, свои программы здесь имеют, среди прочих, Стэнфорд, Колумбийский и Северо-западный Университеты США. По аналогии с Кремниевой Долиной основным ресурсом будущего здесь считают не нефть или газ, а человеческий талант, креативность и умение получать и управлять знаниями быстрее и лучше других.
Любопытно, что основой развития региона стали не крупные госпредприятия, а частный бизнес. В отличие от северо-восточного Китая, где на госпредприятия приходится до 40% всего промышленного производства, «Дельте» эта величина не превышает 14%. Global Entrepreneurship Monitor отмечает, что китайское правительство обеспечило инфраструктуру, доступ к финансированию и активно растущему внутреннему рынку Китая. Для примера, по оценкам GEM, финансирование для предпринимателей в Китае почти в два раза более доступно, чем в России.
Для выхода за пределы современных технологических рубежей, доступных с помощью импорта технологий и специалистов, Китаю вероятно потребуется не увеличить, а еще более ослабить роль государства в научно-техническом прогрессе, чтобы достичь положения, аналогичного с передовыми технологическими державами, где основным двигателем инноваций является частный бизнес. Очевидно, что наличие близлежащего Гонконга открывает огромное пространства для экспериментов в этой области, экспериментов, результаты которых нам предстоит увидеть в ближайшем будущем.