К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Крыша едет: что не так с газоном на «Крестовском»

Фото Антона Ваганова / ТАСС
Фото Антона Ваганова / ТАСС
Главный инженер компании, отвечавшей за газон на «Крестовском», Алексей Кулиш объясняет Forbes, почему на новом стадионе стоимостью больше $1 млрд пришлось заменить поле

Газон нового стадиона в Санкт-Петербурге — главная тема весны и основная головная боль организаторов Кубка конфедераций, намеченного на июнь. В апреле и мае поле «Крестовского» (или «Санкт-Петербурга», как арена будет называться во время международных соревнований) с огромным трудом выдержало два матча чемпионата России, лишив «Зенит» шансов на чемпионство (по версии тогдашнего главного тренера питерцев Мирчи Луческу). По правилам ФИФА до турниров уровня Кубка конфедераций или чемпионата мира стадион должен принять три тестовых игры, но из-за ужасного состояния поля третий матч не состоялся. Вместо этого пришлось в срочном порядке убирать под корень старый газон и стелить новое покрытие. Сейчас на арене уложили готовый газон в рулонах, который затем с помощью специальной техники «пришьют» синтетическими нитями к грунту.

Комментируя катастрофическое состояние поляны, агрономы «Зенита» и представители генподрядчика стадиона кивают в сторону фирмы «Бамард», которая готовила основание под газон и выращивала его прошлым летом. При этом компания, начинавшая в конце 1990-х с искусственных покрытий (и не только спортивных), сейчас имеет в своем портфолио несколько крупных проектов по укладке натурального газона «под ключ» — от основания до травы. Поля на московском стадионе «Локомотив», подмосковном «Арена-Химки» и «Петровском» в Санкт-Петербурге делал «Бамард», и к их качеству никогда не было никаких претензий. Сейчас компания работает над газоном еще одной арены чемпионата мира 2018 — в Екатеринбурге.

Главный инженер «Бамарда» Алексей Кулиш рассказывает Forbes подробности проекта на стадионе «Крестовский» и объясняет, почему идеальное на момент сдачи поле (осенью 2016-го) превратилось к весне в огород.

 

Про проект

Контекст: Как только проблемы с газоном на «Крестовском» стали очевидны, началось пространное обсуждение их причин. Одной из главных эксперты представители компаний, занимающихся созданием футбольных полей, называли особенную, недостаточно глубокую конструкцию «корыта», куда укладываются все необходимые для жизни травы коммуникации и сложносочиненный грунт. Это требовало от подрядчика уникального решения.

 

Комментарий Кулиша: «Еще в 2004-м мы разрабатывали проект основания под газон на бетонной чаше совместно с голландцами, которые делали выдвижное поле на тефлоновых рельсах на бетонном основании в Арнеме (Нидерланды) и Гельзенкирхене (Германия). Бетон использовали, потому что он не подлежит такой деформации, как металл. Этот проект был согласован, даже какие-то конференции проводились в Польше. На тот момент генподрядчиком стадиона была компания «Авант» (контракт расторгли в 2008 году. — Forbes). Потом концепт был изменен, и уже много лет спустя, в 2015 году, на этапе выбора компании по созданию основания под газон было два претендента: мы и словацкая фирма Engo. Нам в распоряжение уже предоставили готовую железную чашу. А металлические листы, как и все в природе, подвержены сужению-расширению. Из-за этого они начинают дребезжать.

В проект по указанным размерам (450 мм основания под слой травы) нужно было запихнуть несколько инженерных систем. Мы создали 3D-модель, в которой удалось разместить все технологии в сжатом пространстве. Если снизу перечислять, были следующие слои: защита для металлических листов, отвод конденсата, слой теплоизоляции. Только после этого шли слои основания: дренаж, система обогрева, полива, конструкционный слой основания. Кроме того, мы применили систему подпочвенной аэрации, а не обычные магистральные трубы диаметром 600 мм. Просто потому, что такие трубы в 450 мм основания никак не влезут.

И все конструкционные решения получили экспертное согласование с заключением. Нас проверяли на всех стадиях. И представители заказчика, и представители «Зенита», и приглашенные эксперты. Они подтверждали, что все хорошо и правильно. Работы, не связанные непосредственно с газоном, мы завершили приблизительно в июле 2016-го, к осени подросла трава.

 

Дальше, после подписания всех документов, мы, по идее, должны были стройку покинуть. Работы сделаны, объемы выполнены, экспертизы проведены, но принять у нас поле на баланс почему-то быстро не получилось. Из-за этого появилась необходимость его обслуживать, хотя обычно мы стараемся этого не делать. Наша компания специализируется на строительстве. А обслуживание — это отдельная тема. Одно дело поставить оборудование, а другое — вовремя менять на нем условные фильтры. На рынке есть службы эксплуатации, а у каждого стадиона — особые условия, которые требуют наличия агронома на местах. Но в итоге «Бамард» обслуживал поле до конца 2016 года, пока оно не ушло в «Зенит». И ушло, кстати, в нормальном состоянии, об этом есть заключение экспертизы».

Про вибрацию поля

Контекст: В октябре 2016 года комиссия ФИФА обнаружила, что поле стадиона в Санкт-Петербурге вибрирует. Вице-губернатор города Игорь Албин, курирующий стройку, заявил, что причиной повышенной вибрации стала металлическая плита в основании стадиона, которую недостаточно закрепили. Проблему исправили в марте 2017-го, потратив на необходимые работы 120 млн рублей.

Кулиш: «По вибрации есть исследование Института геофизики Санкт-Петербурга, которое даже не мы заказывали. Оказалось, что ее вызывает несущая металлоконструкция, а не системы под травяным покрытием. В 2015 году перед нами поставили задачу облегчить основание под газон, чтобы вытягивающие машины справлялись со своими задачами. Нам удалось уменьшить вес с 16 до 9 тысяч тонн. Если бы этого не произошло, то на арене пришлось бы дополнительно проектировать и применять воздушную подушку. Под поле должны были бы задувать воздух для снижения давления на колеса вытягивающих машин. Использование такой технологии обошлось бы в несколько миллионов евро, и от нее отказались».

Фото Петра Ковалева·ТАСС

Про причины испорченного газона

 

Контекст: Незадолго до первой контрольной игры на «Крестовском» в СМИ появились фотографии испорченного газона арены. 11 апреля тогдашний гендиректор «Зенита» Максим Митрофанов заявил, что трава, засеянная и выращенная в прошлом году, умерла. Агроном клуба Константин Креминский, который отвечает за поле с начала нового года, в интервью РБК объяснил его ужасное состояние некачественной работой «Бамарда»: «Подрядчик, которого нанял город, плохо подготовил поле к зиме никакой обработки средствами защиты растений сделано не было».

Комментарий Кулиша: «Отсутствие плотного газона в Санкт-Петербурге я считаю следствием отсутствия правильного ухода. Нас по строительным вопросам дрючили на всех инстанциях, а дальше за покрытие отвечает человек с зарплатой 35 000 рублей.

У «Зенита» просто реально нет опыта эксплуатации подобных объектов. Поле закатили в феврале под закрытую крышу. После этого сделали скарификацию — это когда старую, отмершую траву вычищают специальными щетками — и выдернули всю корневую систему. Все, что мы видели весной — это взошедшие семена, которые были посеяны. Да, скарификацию надо делать, но в конце сезона, а не посередине зимы. На «Крестовском» же процедуру провели через четыре дня после перемещения поля под крышу. Грунт влажный, и в итоге вместе со старой травой вычистили все корни здорового газона. Плюс нехватка света и вентиляции из-за крыши. В таких условиях невозможно вырастить газон — на примере «Лужников» мы в этом давно убедились. Если давать человеку вместо кислорода что-то другое, последствия будут плачевными. Так и с травой.

Те же рекомендации — ухаживать за полем вне стадиона, чтобы обеспечить газону наиболее комфортные условия для роста, и перемещать его внутрь в самую последнюю очередь перед матчем — дали в своем заключении в сентябре 2016-го и эксперты STRI. Эта британская компания консультирует ФИФА по теме футбольных полей.

 

В мире всего четыре выкатных поля, и они постоянно находятся снаружи. Закатывают их только на время матчей. Вся агрономия идет снаружи. А если вы закатили поле в феврале, а в апреле только играете… Какое поле выдержит столько под крышей? Странно, что «Зенит» не поинтересовался у коллег из «Шальке», например, как они ухаживают за выкатным газоном. Учитывая общего титульного спонсора, это можно было организовать. Медиацентр, ради сооружения которого и закатили поле внутрь, надо было планировать в другом месте.

Уже этой весной нас пригласили помочь исправить ситуацию. И мы готовы за это взяться, ведь престиж компании на кону. Если сейчас уложить готовый газон, сделать прошивку синтетическими нитями для стабилизации грунта (как на большинстве современных полей), он еще успеет прижиться до Кубка конфедераций. Но я не понимаю, что будет дальше, кто будет за ним ухаживать до 2018 года. Опять нас виноватыми назовут? Мы в октябре сдали поле — вот в каком состоянии оно находилось:

Как его можно было довести до того, что мы видели в апреле?»

Про деньги и престиж

 

Контекст: Сумму контракта на создание поля на «Крестовском» ни заказчик, ни подрядчик не разглашают, однако участники рынка оценивают подобный проект, учитывая его сложность, в €2-3 млн. Для сравнения: в августе 2016-го госбюджет выделил 47,5 млн рублей «Казань-Арене» на «реализацию мероприятий по оснащению футбольного стадиона травяным покрытием с инженерными системами» к матчам Кубка конфедераций-2017 и чемпионата мира-2018. Однако тогда речь шла о готовом стадионе, без выдвижного поля и полностью закрывающейся крыши.

Комментарий Кулиша: «Нас многие отговаривали участвовать в тендере на сотрудничество с «Крестовским». Но мы пришли в проект еще в 2004 году, в какой-то степени хотелось довести его до конца. Плюс момент престижа. Хотя имей мы нынешний опыт, думаю, не пошли бы туда. Но я вообще не представляю, кто мог бы осуществить этот проект. Engo? У них уже был опыт сотрудничества с Казанью — там ими остались недовольны и позвали нас.

Мы не отвечали за то, как газон уходил в зиму, как выходил из нее, последние акты сдачи-приемки работ по уходу за полем датированы декабрем 2016-го. Но поскольку у нашей компании, наверное, слабая составляющая работы с прессой, мне даже друзья начали звонить с вопросами, что мы там наделали.

Претензии со стороны агрономов «Зенита»? Они участвовали на всех стадиях работ. Мы предложили концепт, сделали рабочую документацию. Они согласовали, менять ничего не просили. Главным требованием было сделать систему газона, как на «Петровском». Вот я много слышал об увеличении сметы стадиона в Санкт-Петербурге. Но по факту, как была одна сумма заложена в наш контракт, так мы в ее рамках и шли. Можно, наверное, заключать какие-то допконтракты. Но нам никто денег больше не давал.

 

По «Крестовскому» вообще сложная система платежей, и полный расчет за работу мы не получили. Примерно 50% от суммы отправлено на промежуточный счет, с которого снять ты их можешь только в случае подписания заказчиком всех документов. А все документы не подписаны до сих пор. Так что наш контракт до сих пор не закрыт. Я в какой-то степени понимаю заказчика: он не хочет отпускать контактное лицо, которое в курсе большинства особенностей чаши.

Но сотрудничество по «Крестовскому» можно назвать самым невыгодным. Топ-объекты — вообще неблагодарная работа. На маленькие стадионы ты пришел, сделал, подписал, ушел. А тут заказчик не знает, чего хочет и с чем столкнется дальше».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+