Налоговый вычет: как американские миллиардеры строят стадионы на бюджетные деньги
Коллекция заблуждений
Популярная мантра про американский спорт сообщает: спортивные объекты в Штатах содержатся на частные деньги – богатые владельцы команд вкладывают собственные средства в инфраструктуру, а затем эффективно ею управляют.
Однако не все так однозначно. По данным The Guardian, из 33 арен, возведенных или модернизированных в США с 1996 года (стоимость работ не менее $10 млн), только две обошлись без бюджетных средств. В Нью-Йорке нашли $1,6 млрд частных инвестиций на строительство стадиона «МетЛайф» (для двух нью-йоркских команд по американскому футболу), а в Майами — $350 млн на реконструкцию арены «Хард Рок» (для местного клуба «Долфинз» из НФЛ).
В затратах на 31 объект бюджетные деньги присутствуют. Причем в ряде проектов — весьма серьезные. Стадион «Рэймонд Джеймс» клуба «Тампа-Бэй Бьюканирз» (НФЛ) полностью профинансирован бюджетом. Арена «Пол Браун» для «Цинциннати Бенгалз» (НФЛ) — на 94%. «M&T» команды «Балтимор Рэйвенз» (НФЛ) — на 90%. Стадион в Индианаполисе для местных «Колтс» (тоже НФЛ) – на 86%.
Общие инвестиции на эти 33 объекта составили $15,35 млрд. Из которых $7 млрд (почти половина!) — деньги налогоплательщиков. В США они поступают в строительные бюджеты различными способами. Это может быть увеличение налога или нескольких налогов, их полное перенаправление на нужды строительства, пожертвования, правительственные гранты, доходы от государственных лотерей и включение части суммы в счет стоимости билетов. Ради нового стадиона «Аризоне Кардиналз» разрешили все налоги, связанные с НФЛ, не выплачивать в казну, а отправить на строительство. В случае с «Колтс» были использованы даже поступления за регистрацию автомобильных номеров, в которых так или иначе присутствовала отсылка к команде.
Налоги, финансирующие подобные стройки, в основном касаются туристической отрасли: налог на торговлю, на отели, на парковку, на аренду машин, ресторанный и другие.
Увеличивают их по-разному. Ради сооружения «Спорт Осорити Филд» (арена «Денвер Бронкоз» из НФЛ) подняли на 0,1% налог на продажи в близлежащих округах. А в Хьюстоне ради «NRG-стэдиум» (для «Тексанз» из НФЛ) на 10% подрастили налог на парковку.
Затем, разумеется, встает вопрос о владельце стадиона, но обычно клубы договариваются о выгодном лизинге. Они торгуются с позиции силы. Команды ведущих лиг — важная часть бренда города. Это дополнительная мотивация для инвесторов и привлекательный ориентир для туристов. Так, в Балтиморе стадион «M&T Bank», где играют «Рейвенз» из НФЛ, принадлежит штату Мериленд. При этом команда ничего не платит за аренду, забирает доходы от билетов, рекламы и продажи нейминговых прав. Штат оплачивает расходы на безопасность и содержание стадиона. Клуб тратится только на игровое покрытие и издержки в день матча. При этом «Рейвенз» получают все доходы с парковки и даже устанавливают там цены. Город забирает 10% налога с билетов, но 80% этих денег тратит на содержание арены.
В Цинциннати стадион «Пол Браун» сдан в аренду «Бенгалс» из НФЛ с 2000 по 2026 год. Окружной бюджет берет на себя все содержание и серьезные улучшения. За первый год клуб платил всего $1,7 млн, и каждый сезон аренда уменьшалась на $0,1 млн. Таким образом, с 2009 года клуб ничего не платит, но покрывает издержки в день матча. К тому же команде достаются все доходы, включая билеты, рекламу и деньги от парковки. «Бенгалс» разрешено продавать права на название стадиона, при этом первые $16,67 млн команда заберет себе, а остальное в соотношении 30/70 поделят округ и клуб.
Демократия в действии
Важная оговорка: чтобы повысить налог для улучшения спортивной инфраструктуры, нужно спросить разрешения. Это касается даже относительно мелких доработок. Например, в 2014-м на арене «Цинциннати Бенгалз» решили повесить новое табло стоимостью $10 млн. $7,5 млн из них собрали из налогов округа – с санкции окружных комиссионеров (все трое высказались «за»). Кстати, по сообщениям сincinnati.com, в свое время решение выделить средства на строительство этой арены из бюджета округа Хэмилтон привело к финансовому кризису в регионе: повышения налога на продажи оказалось недостаточно – пришлось залезать в другие бюджетные статьи.
Ради более масштабных проектов проводят референдум. И это обычно оказывается серьезной проверкой действительного интереса местных жителей к команде. Порог, который должен преодолеть ответ «да», разный для каждого штата. Но даже в самых спортивных уголках США все не так просто. Например, когда в Арлингтоне строили новую суперарену для «Даллас Ковбойз», за господдержку в размере $444 млн (37% расходов на проект) высказались только 55,2% проголосовавших. Еще 44,8% были против, но в Техасе достаточно набрать половину голосов. В Денвере за новый стадион для «Бронкоз» было еще меньше — 53%, но этого хватило для запуска проекта. В Колорадо проходной балл тоже равен 50%.
А вот в Калифорнии он составляет внушительные 66%. В этом году это стало причиной скандального переезда «Сан-Диего Чарджерз» в Лос-Анджелес. Хозяин франшизы Дин Спэнос долго пытался получить бюджетную поддержку, фактически шантажируя город. Город не поддался — за стадион проголосовали только 43,04%.
Из $1,8 млрд на проект налогоплательщикам было предложено внести $1,1 млрд – посредством увеличения гостиничного налога на 4%. Но обещания скорого приезда Супербоула не помогли.
Секреты Лос-Анджелеса
Сан-Диего — не самый популярный город в Америке. Мексиканская граница совсем рядом, крупнейший наниматель — ВМФ США. В том же штате — гораздо более привлекательные Лос-Анджелес и Сан-Франциско. «Чарджерз» были одной из главных эмблем города (наряду с бейсбольными «Падрез»). Однако выбирая между ними и повышением налогов, местные жители высказались против новых трат.
«Чарджерз» провели рекламную кампанию на $10 млн, агитируя горожан голосовать «за». Эксперты, правда, сразу вынесли вердикт – деньги на ветер. Припомнили эпопею со строительством арены для «Падрез» в начале нулевых. Тогда из $456,8 млн только $153 млн внес клуб. При этом $225 млн были получены под облигации, финансируемые как раз из гостиничных налогов. Но тогда экономика росла, а сейчас город просто не готов к новым тратам на профессиональный спорт. К тому же тяжело убедить жителей города дать миллиард с лишним человеку, состояние семьи которого оценивается в $2,4 млрд, заработанных в строительном бизнесе.
Да и в целом отношения города и «Чарджерз» нельзя назвать идеальными. По предыдущему контракту с Сан-Диего муниципальные власти были обязаны выкупать все непроданные билеты на арене — в то время в НФЛ действовало правило показывать по местному ТВ только матчи с аншлагами (если за 72 часа до начала игры в продаже оставались билеты, трансляция отменялась – действие этого закона приостановили в 2014-м, но пересматривают каждый год – Forbes). В итоге за семь лет на это из казны ушло $36,4 млн.
Некоторые специалисты считают, что агиткампания — не более чем жест вежливости за 56 лет «Чарджерз» в городе. Спэнос изначально считал, что выгоднее перебраться в Лос-Анджелес, чем оставить франшизу в Сан-Диего. Возможно, именно поэтому он и был максимально жестким в переговорах: или $1,1 млрд и хорошее место в центре, или «мы уже получили одобрение НФЛ на переезд».
Вариант выступлений на стадионе «Куолкомм» (1967 года постройки) не рассматривался. По мнению Спэноса, объект устарел и не может приносить максимальный доход. Зато переезд на открывающуюся в 2019-м году суперарену в Инглвуде (в 20 км от Лос-Андежелса) на пару с «Лос-Анджелес Рэмз» — золотое дно, учитывая богатство города и грандиозный тамошний спрос на спорт. К примеру, «Рэмз», недавно перебравшиеся в Лос-Анджелес из Сент-Луиса, в прошлом году продали 45000 абонементов за двое суток и имели в сезоне среднюю посещаемость 84 456 зрителей (при этом выиграли только 4 матча из 16-ти).
Видимо, на это и расчет: «Чарджерз» быстро завоюют новых болельщиков. По оценкам Yahoo Finance, стоимость франшизы увеличится с $2 до $3 млрд только за счет переезда на более большой и богатый рынок. И пусть до 2019-го придется поиграть на 30-тысячнике для соккера в Карсоне, пригороде Лос-Анджелеса.
Победу «нет» на референдуме в Сан-Диего ряд авторитетных комментаторов встретили одобрительно. Колумнист The Guardian Лес Карпентер написал: «Желтая молния являлась важной частью самоидентификации Сан-Диего. Важно было удержать команду. Но даже гордость города не стоит того, чтобы дать миллиард долларов миллиардеру».
Автор Forbes Джеффри Дорфман отметил, что налоги, которые городская казна впоследствии получают от спортсооружения и выступающего на нем клуба, не покрывают затрат города на строительства. И чем яснее будут понимать это голосующие, тем меньше шансов будет у миллиардеров выиграть подобные голосования. И не только в Сан-Диего, где в недавнем опросе лишь 20% жителей назвали себя большими фанатами местной футбольной команды. В других городах болельщиками считают себя около 40%. Так, жители Окленда (в окрестностях Сан-Франциско) крайне негативно восприняли решение местного клуба «Рэйдерс» перебраться в Лас-Вегас к 2020 году. Фанаты в отчаянии и даже грозят бойкотом сезона-2017.
Игорный бизнес
«Рэйдерс» давно надоело делить старый стадион «Аламида Колизеум» с бейсбольными «Атлетикс». А переговоры насчет нового сдвинулись с мертвой точки слишком поздно — процесс переезда уже запущен. Несмотря на недовольство комиссионера НФЛ Роджера Гуделла. Он несколько раз высказывался в том духе, что лига не хочет команды в Лас-Вегасе — чтобы американский футбол не ассоциировался с азартными играми. Но в итоге победили, как обычно, деньги.
Озвученное стремление «Рэйдерс» поменять прописку очень раздражало руководство Окленда, и муниципальный «Аламида Колизеум» обходился клубу с каждым сезоном все дороже. В 2015-м – $925 000, в 2016-м — уже $3,5 млн. В этом году арендная плата точно не упадет, ведь ехать команде из Окленда особо некуда, пока не будет построена арена в Лас-Вегасе.
Теперь сравните с условиями в игорной столице мира. Суперсовременная арена на 65 000 зрителей стоимостью в $1,9 млрд будет в значительной степени профинансирован за счет налога на отели — стройка получит рекордные $750 млн бюджетных средств. Еще $500 млн дает клуб и лига, а оставшиеся $650 млн — заем от Bank of America.
«Рэйдерс» уже выступили со своим предложением по аренде. Клуб готов ежегодно выплачивать в казну штата символический $1, ведь и так придется потратиться на строительство. Руководство Лас-Вегаса задумалось. Но вряд ли в обеспеченной Неваде возникнут проблемы с повышением гостиничного налога, хотя сейчас он обеспечивает школы и общественный транспорт. $750 млн означает в среднем $354 с каждого жителя округа. Трехкратный победитель Супербоула этого стоит? Наверное.