Правительство объяснило введение налога необходимостью заставить неработающих граждан платить за государственные расходы (медицина, образование, оборона и др.). Уведомление заплатить налог в $200 получили около 470 тысяч человек, но внесли свой вклад в пополнение казны лишь около 50 тысяч человек. Расходы на борьбу с «тунеядцами» минимум в пять раз превысили сборы. Оценить ущерб от спровоцированной политической нестабильности сложно. Но он точно велик.
Самое непопулярное решение Лукашенко
Декрет стал самым непопулярным решением Александра Лукашенко, затронул незащищенные слои населения и коснулся большинства семей. Для властей протесты стали полной неожиданностью. Лукашенко вынужден был заявить о приостановке декрета, сообщив, что целью был вовсе не сбор денег для пополнения казны, а необходимость заставить людей работать. Глава государства приказал чиновникам до 1 мая трудоустроить всех безработных, включая «любовниц и любовников» членов правительства.
Стоит ожидать, что декрет отменят в мае, в канун сессии Международной организации труда (МОТ) в Женеве. В 2016 году МОТ потребовала в течение года привести внутреннее белорусское законодательство, в том числе Декрет №3, в соответствие со своей Конвенцией №29 «О недопущении принудительного труда». Именно так поступало белорусское правительство, и по требованию МОТ был отменен Декрет №9, которым был введен принудительный труд в деревообработке. В случае игнорирования требований против Белоруссии будут введены санкции по линии МОТ.
Традиционно протесты в Белоруссии были накануне либо после президентских выборов, сейчас акции проходят в политическое межсезонье. Раньше протестовали лишь оппозиционно настроенные жители Минска. Сейчас выступления прошли в областных и районных центрах. Всего в протестах приняло участие около 15 тысяч человек. В районных центрах выходило до 500-1000 человек, в областных городах — 1-3 тысячи человек. В акциях практически не приняли участие лидеры оппозиции, большинство из которых заблаговременно арестовали на 15 суток.
Однако на улицы вышел вчерашний электорат Лукашенко: пенсионеры, рабочий класс, молодежь. Некоторые выходили с государственными красно-зелеными флагами, которые не признает оппозиция. Протесты в регионах были мирные и носили социальный характер. Главные требования протестующих: рабочие места, отмена налога на «тунеядцев», отставка Лукашенко и проведение новых выборов.
Бдительный КГБ
Накануне крупных оппозиционных выступлений власть по традиции пыталась запугивать население «боевиками». Именно о разоблачении лагерей по их подготовке говорил президент Белоруссии в середине марта. Были арестованы участники летних спортивных лагерей и анархистской организации, прекратившей существование 15 лет назад.
В этой череде был придуман еще один откровенно постановочный эпизод с прорывом начиненного оружием автомобиля якобы с территории Украины. Досталось и другим странам. Обвинения по организации протестов сыпались в адрес России, Литвы, Польши и Германии. В Гомеле неизвестные бросили бутылку с зажигательной смесью в окно налоговой инспекции, а в Минске бдительный КГБ специально для телезрителей белорусских ТВ обнаружил автомобиль с полным багажником «коктейлей Молотова», который якобы принадлежал водителю оппозиционного политика Николая Статкевича. В срыве акции протеста 25 марта Лукашенко вышел победителем.
Последние три года много говорили о «либерализации» и «оттепели». Лукашенко по требованию Запада освободил политзаключенных, на время перестали арестовывать оппозиционеров. Силовой разгон несостоявшейся акции протеста 25 марта, задержания и аресты сотен протестующих оставят осадок в диалоге Минска с Европой. Не стоит ожидать возобновления санкций со стороны ЕС. Двадцатилетняя изоляция Минска не привела к переменам в Белоруссии, а нанесла большой урон экономике страны.
Сценарий «белорусского майдана» по задумке режиссеров спектакля должен был продемонстрировать Кремлю «оранжевую угрозу». В Минске рассчитывают, что подавление протестов позволит получить от Москвы новые кредиты и нефтегазовые преференции. Очевидно, что Россия не заинтересована в появлении нового очага напряженности в соседней стране и может пойти на определенные уступки.
Динамика ВВП и уровень безработицы
В условиях отсутствия экономических реформ в Белоруссии и существования неэффективной экономической модели запросы на внешние финансовые ресурсы будут возрастать. Россия через интеграционные образования может стимулировать белорусское правительство к проведению экономических реформ и тем самым стремиться к сокращению и даже ликвидации субсидирования белорусской экономики. В этой связи российское правительство должно оценить целесообразность перехода от энергетических дотаций белорусской экономики к предоставлению единовременных кредитов под определенные условия. Особенно важно перейти к реализации такого сценария в случае неудач в ходе разработки нового механизма взаимодействия участников ЕАЭС.
В Белоруссии сложилась довольно сложная экономическая и политическая ситуация. В 2016 году ВВП республики снизился на 2,6%. Существующие разногласия по цене на газ и сокращение поставок нефти на белорусские НПЗ создают неопределенность в текущем году. Стоит ожидать в 2017 году продолжения падения ВВП на 1-2 %. Чистый внешний долг Белоруссии сегодня составляет 55% от ВВП, а на его обслуживание приходится 23% от текущих платежей в иностранной валюте. Для погашения обязательств по кредитам республика нуждается во внешних заимствованиях. Средняя зарплата в феврале 2017 года составила около 380 долларов. Скрытая безработица составляется около 15%.
Что показывают рейтинги
По данным закрытых опросов, рейтинг доверия к Лукашенко упал до самого низкого уровня за все время. Акции протеста показали недоверие к нему со стороны электората, на который он опирался в прошлые года. Кризис отношений с Москвой привел к потере президентом роли влиятельного политика, способного решать вопросы в Кремле. Ситуация в Белоруссии напоминает последние годы «перестройки». Люди требуют перемен и прихода новых молодых политиков.
Следующие акции протеста один из лидеров оппозиции анонсировал на 1 и 9 мая. Подобные планы оппозиции могут нарушить традиционную монополию власти на государственные праздники. Велика вероятность нарастания протестов осенью 2017 года. В случае ухудшения экономического положения в стране возможна их радикализация. Протест могут попытаться возглавить лидеры оппозиции, имеющие пока незначительную поддержку среди населения. Существует запрос на третью силу, которая также может появиться на горизонте.
Для выхода из ситуации необходим полноценный внутрибелорусский диалог с участием гражданского общества и власти, а также российско-белорусский диалог с участием представителей белорусского и российского гражданского общества, политиков, экспертов, бизнесменов.