К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Еще более устрашающие картинки: бороться с табаком или заниматься делом?

Фото REUTERS / Charles Platiau
Фото REUTERS / Charles Platiau
За время антитабачной кампании в России производство сигарет в соседней Белорусии выросло более чем в два раза

17 марта на всех сигаретных пачка в странах Евразийского экономического союза появятся новые, еще более устрашающие картинки. Борьба с курением и курильщиками не прекращается. И приносит все больше и больше замечательных результатов.

Количество курильщиков в России, сообщает министр здравоохранения Вероника Скворцова, сокращается. И как следствие, мы меньше болеем, по крайней мере ключевой показатель радует — снижается число заболеваний сердечно-сосудистой системы.

А если навести резкость?

 

Про заболевания. Действительно, медстатистика говорит: кривая сердечно-сосудистых заболеваний идет вниз. Только идет она вниз, начиная с 1994 года. А с табаком в России начали бороться в 2013-м. При этом с сердцем становится все лучше и в России, где один из самых жестких из 150 антитабачных законов мира, и в Казахстане, где закон гораздо мягче российского, и в Беларуси, где эта борьба еще толком не начиналась.

При чем же тут табак?

 

Про число курильщиков. Если смотреть на количество сигарет, выпускаемых на территории России, — да, число курящих сокращается. Но еще раз наведем резкость. До начала борьбы с табаком соседняя Беларусь выпускала примерно 15 млрд сигарет в год. По мере развития российской антитабачной активности Беларусь увеличивает производство до 36-38 млрд. Либо за прошедшие три года 10-миллионная Беларусь начала курить в два с лишним раза больше, либо этот прирост пошел в какую-то соседнюю страну. Догадайтесь, в какую.

Это я только про Беларусь рассказал. А есть еще Казахстан, Киргизия, Армения, Китай. Мое предположение: легально выпущенной табачной продукции на территории России становится меньше, но она замещается табачным товаром иностранного происхождения, обеспечивая сохранение уровня потребления табака.

Так если болеют меньше, а курят столько же, то при чем тут табак? И откуда тогда  миллионы «табачных» смертей? Очень это похоже на  «огуречную» статистику: умерший курил? – значит умер от табака! Но 90% умерших любило огурцы.

 

Европейскому курению 520 лет. Российскому – примерно 370: в первой половине семнадцатого века появляются первые царские запреты. Запреты с тех пор множатся – царские, совминовские, минздравовские. Вместе с количеством запретов растет и количество курильщиков. Сейчас их (нас) сорок миллионов. Это оптимистичная оценка. Если учесть, что Россия в год получает 320 млрд сигарет, а в среднем каждый курильщик выкуривает в день 16,5 сигареты, то не трудно выйти на число курящих.

С 1980 года – когда в мире началась очередная антитабачная волна – число курильщиков возрастает на 8 млн человек ежегодно. А Васька слушает да ест, то есть курит. И Васька, и Ганс, и Джон, и Жан. Во Франции, например, минздрав нашел в себе смелость навести резкость: признал, что за первые несколько лет их, французской, антитабачной кампании число курящих стало меньше на пять процентов, а в последующие два года — стало больше на четыре. Один процент — это статистическая погрешность. Их, французская, антитабачная гора родила мышь. Или вообще никого не родила — ложная беременность.

Самое плохое: курение молодеет. До начала антитабачной кампании первое прикосновение к табаку наши социологи фиксировали в 13 лет. Сейчас – в 11,5. Вряд ли случайность. Боролись-боролись и доборолись.

На одной из антитабачных дискуссий я услышал такую фразу: когда Россия курила, она совершала свои главные прорывы: Петр Первый, все три Александра, Ленин, Сталин, Хрущев — все они курили. А Горбачев не курил.

Тут тоже надо навести резкость (хотя фраза прозвучала из стана защитников табака, но истина дороже). Мы совершали прорыв тогда, когда занимались делом: прокладывали, строили, перекрывали, выходили в космос, т. е. занимались делом. И тогда никому в голову не приходило не то что дискутировать, а даже просто обращать внимание на то, курит человек или нет. Да и сейчас нам все равно, курил ли Пушкин, или Менделеев, или Гагарин (хотя для справки замечу: курили). Может, и сейчас нам не курильщика ловить в 14 метрах от учреждения культуры, а заняться настоящим, серьезным дело?

 

Умирают не от табака. Умирают от жизни. Чем хуже качество жизни, тем больше желание закурить.

Я, проводя филологическое исследование о курении в анекдотах (выпустил книжку «Табачная утопия: курение в анекдотах»), собрал все на русском языке анекдоты про табак — 2225. Знаете, сколько против табака? 0 (прописью: ноль).

Больной у доктора:

- Можно ли бросить курить?

 

Доктор:

- Можно, но жизнь вряд ли позволит.

Надо менять жизнь, а не правила курения.

Если мы устроим свою жизнь так, что будет интересно жить без табака, то выиграют все. Но для этого надо снять пиджак, засучить рукава и пахать, строить, возводить, выходить, прокладывать. Или писать антитабачные концепции.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+