К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кризис «белорусской экономической модели». Как реагирует Александр Лукашенко?

Фото Александра Петрова / ТАСС
Фото Александра Петрова / ТАСС
Энергосубсидий РФ и доходов от перепродажи российских нефтепродуктов не хватает, чтобы поддержать на плаву экономику Белоруссии. Лукашенко в очередной раз внутренние проблемы переводит в политическое русло.

В последние месяцы отношения между Минском и Москвой обострились. Причину стоит искать в кризисе «белорусской экономической модели». За 2014-2016 годы ВВП страны в долларовом эквиваленте упал на 40%, до уровня 2007 года, и составил $47,2 млрд.

Немного истории… После Второй мировой войны на территории БССР была создана крупная энергозатратная индустриальная промышленность, несколько химических предприятий, потребляющих газ и нефть. Основой белорусской экономики стала высококонцентрированная экспортная промышленность, функционирование которой обеспечивается импортом сырья и полуфабрикатов. Фактически полная зависимость от поставок российских энергоресурсов (100 % газа и 90 % нефти) явилась одной из главных причин процессов интеграции Белоруссии и России в начале 1990-х годов. На протяжении двух десятилетий сохраняется высокая степень зависимости от импорта сырья и комплектующих для промышленных предприятий, а также от экспорта произведенной продукции.

Энергетическое сотрудничество между странами имеет ярко выраженный конфликт интересов нетто-экспортера и нетто-импортера энергоресурсов, который нередко приводил к осложнению двусторонних отношений. Наиболее острые противоречия в поставках российской нефти в Белоруссию происходившие в 2006-2007 годах и 2009-2010  годах, приводили к резкому обострению политических отношений между странами, блокированию транзита российской нефти в ЕС.

 

Нефтеперерабатывающая отрасль в Белоруссии представлена двумя заводами, способными перерабатывать около 22,8 млн т нефти в год. Республика получает российскую нефть без пошлины, а экспортные пошлины направляет в свой бюджет. Экспорт нефти из России для последующей переработки и поставки на экспорт в ЕС играет существенную роль для внешней торговли Белоруссии. Доходы от экспорта нефтепродуктов составляют около 40-42% товарного экспорта Белоруссии и являются основным источником пополнения бюджета от внешнеэкономической деятельности. Общий размер нефтяных субсидий с 2000 года превысил $40 млрд. По данным Кремля, за 2011-2015 годы российский бюджет недополучил $22,3 млрд из-за беспошлинных поставках нефти Белоруссии. Такие преференции позволяют поддерживать существующую социально-экономическую модель развития республики.

Интересный факт. Несмотря на отсутствие собственных запасов топливно-энергетических ресурсов, Белоруссия входит в группу стран с высоким удельным весом (более 30 %) экспорта топливно-энергетических ресурсов в общем объеме товарного экспорта. Данный факт уникален в мировой практике.

 

В последнее время Россия начала сокращать поставки нефти на белорусские НПЗ из-за нарушений условий контракта со стороны Минска, который вместо поставок части топлива на российский рынок направляет его в ЕС и на Украину. Аналогичная ситуация с нарушением контракта на поставки газа в республики. Минск в одностороннем порядке с 1 января 2016 года снизил стоимость газа со $132 до $107 за тысячу кубов, посчитав цену несправедливой. По данным российского правительства, на текущий момент стоимость задолженности по газу составляет около $550 млн. С момента образования ЕАЭС Минск требует от Москвы создание общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Пока речь идет о 2025 годе, что не устраивает белорусскую сторону и вносит разлад в будущее интеграционного союза.

Минск и Москва по-разному видят евразийскую интеграцию. Белорусское руководство с одной стороны, совершенно справедливо требует равного доступа на российский рынок и получает его, что подтверждается данными статистики внешней торговли. С другой стороны, Белоруссия практически полностью закрывает свой рынок для российского бизнеса по всей линейке товаров и услуг. Иными словами, белорусское руководство исходит из иждивенческих принципов своего участия в евразийском интеграционном проекте.

Структура экспорта белорусской продукции в Россию на протяжении длительного периода времени остается неизменной. Товарная специализация республики на рынке России объясняется наличием ряда сравнительных преимуществ в производстве товаров (машины, оборудование, транспортные средства). Высокий уровень дотаций сельского хозяйства дает дополнительные преимущества белорусским поставщикам продовольствия на российский рынок. Белоруссия имеет ценовые преференции на энергоресурсы, что позволяет ей производить продукцию и конкурировать за российский рынок не только с другими странами, но внутренними производителями России. Вместе с тем, развитие аналогичных видов производств внутри России ведет к возрастанию конкуренции между производителями двух стран. Особенно чувствительны угрозы в сферах молочной промышленности, машиностроения.

 

Белорусская экономическая модель, функционировавшая за счет российских энергосубсидий и перепродажи нефтепродуктов, исчерпала свои возможности. За последние 20 лет не произошло коренного перелома в структуре производства и направлениях сбыта белорусской продукции. Усиление конкуренции производителей на внутреннем российском рынке создает угрозу для белорусских экспортеров. Без проведения экономических реформ запросы к России на дешевую нефть и кредиты со стороны белорусского правительства будут возрастать. При этом сокращение дотаций со стороны Москвы приводит к обострению политических отношений между странами и создает риски для социальной стабильности в республике.

Резюме? Без поддержки России белорусская экономика несостоятельна. Россия — крупнейший инвестор, кредитор и главный рынок сбыта для белорусской продукции. Гарантом военной, энергетической и экономической безопасности Белоруссии сегодня также является Россия. Однако Александр Лукашенко в очередной раз пытается все внутренние проблемы перевести в политическое русло и переложить ответственность на Россию.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+