Главный экономист BP Россия: «Нужно получить максимум от того, что осталось в недрах»
По итогам 2016 года прибыль ВР от участия в «Роснефти» (владеет 19,75% акций) сократилась в два раза до $643 млн. Падение доходов от нефтяного бизнеса заставляют международную компанию искать другие источники увеличения прибыли. Рост добычи газа и получение «Роснефтью» права его самостоятельного экспорта – одна из таких возможностей.
В начале этой недели BP представила в Москве в ИМЭМО свое исследование BP Energy Outlook 2035, посвященное развитию глобальной энергетики. Согласно прогнозу, Россия в ближайшее десятилетия останется крупнейшим экспортером энергоресурсов в мире.
В частности, по оценке BP, у нашей страны есть возможность нарастить добычу газа на 28% к 2035 году.
Владимир Дребенцов, вице-президент, главный экономист BP, Россия:
«Россия – страна с огромными запасами дешевых в разработке нефти и газа. Если мы обсуждаем проблему выхода на пик производства углеводородного сырья в долгосрочной перспективе в связи с развитием возобновляемой энергетики, встает вопрос о разработке оптимальной стратегии монетизации этих ресурсов в Российской Федерации.
Конечно, с одной стороны, мы должны заниматься диверсификацией экономики и снижением ее зависимости от доходов от экспорта нефти и газа. Но, с другой, нужно получить максимум возможного от того, что осталось в недрах страны.
Если посмотреть на нефтегазовую промышленность страны с этой точки зрения, возможно, это сместит многие акценты в энергетической политике страны. Например, освоение Арктики, которое в изменяющихся технологических и ценовых реалиях на нефтяном и газовым рынке, выглядит совершенно иначе, чем 5-6 лет назад, и теряет свою актуальность.
Это и есть те изменения, которые необходимо учитывать при разработке энергетической и других государственных стратегий в стране».
Напомним — в конце января компания ВР подтвердила свою заинтересованность в покупке российского газа у своего основного партнера в стране – «Роснефти». А еще в феврале 2016 года компании подписали меморандум о купле и продаже газа.
Что сдерживает эти планы? «Роснефть» не может самостоятельно экспортировать трубопроводный газ. Это монопольное право принадлежит «Газпрому». И «Роснефть» несколько лет безуспешно добивается доступа к экспортной «трубе».
В условиях низкой ценовой конъюнктуры на энергетических рынках борьба за доступ к экспортным мощностям обостряется. По данным РБК, в декабре 2016 года глава «Роснефти» Игорь Сечин написал письмо президенту Владимиру Путину о своих договоренностях с BP о поставках газа в Европу, добиваясь транспортировки собственного газа через единый экспортный канал, принадлежащий «Газпрому».