Урегулирование сирийского кризиса: почему важны переговоры в Астане
Вчера в столице Казахстана завершились переговоры по урегулированию сирийского кризиса. 23 и 24 января в Астане проходили трехсторонние консультации по Сирии, на которых присутствовали представители режима и оппозиции, а также страны-гаранты в лице России, Турции и Ирана. На переговорах присутствовал специальный представитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Также были приглашены американцы, которые, правда, ограничились тем, что послали на встречу в качестве наблюдателя посла США в Казахстане Джорджа Крола. Представители других стран Ближнего Востока приглашены не были, как и часть сирийской оппозиции — группировки «Исламское государство» и Джабхат ан-Нусра (признаны в России террористическими) и представители сирийских курдов из Демократического союза. На неприемлемости присутствия последних настояла Турция.
По итогам переговоров страны-гаранты объявили о создании трехстороннего механизма по наблюдению за перемирием в Сирии. Глава российской делегации Александр Лаврентьев отметил, что детали согласованного механизма по контролю над режимом перемирия в Сирии будут отрабатываться по военным каналам между Ираном, Россией и Турцией.
Однако сирийская оппозиция не признала достигнутых договоренностей. Представитель оппозиции заявил, что Иран, Россия и Турция могут заключать любые соглашения, но оппозиция не признает их заявления по итогам переговоров в Астане.
На первый взгляд переговоры в столице Казахстана особенно с такими итоговыми заявлениями сами по себе не представляют никакой ценности. Они ничем не отличаются от многочисленных встреч в Минске по урегулированию кризиса на юго-востоке Украины, следить за которыми с какого момента становиться просто скучно и вся ценность которых заключается в том, что нерукопожатный на Западе президент Беларуси вроде как выступает с важной миссией миротворца. В случае консультаций в Астане ситуация схожа — однозначно в выигрыше президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, предложивший столицу своего государства в качестве нейтральной территории, устраивавшей как сирийскую оппозицию, так и режим. Понятно, что оппозиция ни за что не поехала бы в Россию, а представители властей Сирии — в Турцию. Вот тут Назарбаев и не упустил возможность выступить с миротворческой инициативой, тем более ранее он уже имел опыт примирения Путина с Эрдоганом после ухудшения отношений из-за инцидента со сбитым Турцией российским истребителем в ноябре 2015 года.
Однако помимо «миротворческих плюсов» для Казахстана встреча в Астане имеет важное значение также по ряду других причин. Во-первых, впервые за почти шесть лет войны в Сирии представители режима и большей части оппозиции сели за стол переговоров. Это очевидный прогресс. Это вселяет надежду, что в перспективе мирное разрешение сирийского кризиса все-таки возможно.
Во-вторых, сам факт такой встречи, инициированной Анкарой и Москвой, которые совсем недавно были главными врагами, свидетельствует о том, что стороны пришли к понимаю позиций друг друга в сирийском вопросе и более того готовы сотрудничать. Случись это раньше наверняка удалось бы избежать ряда инцидентов в двухсторонних отношениях, имевших место в последнее время. Позиции сторон по Сирии изначально были различными: Москва поддерживала режим Башара Асада, Турция же сделала ставку на его скорый уход и оказывала помощь оппозиции, проводила встречи «Друзей Сирии». Президент Турции Эрдоган с самого начала конфликта в Сирии назвал его «внутренним делом Турции» и активно призывал коллег по НАТО убрать Асада по ливийскому сценарию. Сейчас уровень сотрудничества Москвы и Анкары достиг наивысшего беспрецедентного уровня — стороны смоги разделить сферы своих интересов в Сирии и даже пытаются вместе разрешить сирийский кризис, задействовав все свои рычаги влияния на отдельные стороны конфликта.
В-третьих, переговоры в Астане — это демонстрация Россией другим странам своего активного участия в мировых делах, демонстрация «великодержавности». Возможно это и шанс улучшить свой имидж в мире, где после украинских событий ее воспринимают никак иначе, как «страну-агрессора».
Прошедшие консультации в Астане — это результат кропотливой работы российского МИДа, ведь это крайне сложно посадить за один стол людей, которые не просто нерукопожатны для друг друга, а более того воспринимают друг друга как врагов и убийц своих родных и близких. В своем стремлении разрешить сирийский кризис дипломатическим путем Россия даже подготовила проект новой конституции Сирии, который был передан представителям сирийской оппозиции. При этом представитель российской делегации Александр Лаврентьев отметил: «Хочу особо подчеркнуть: нами это было сделано исключительно по той причине, что мы хотим ускорить этот процесс и придать этому какой-то дополнительный стимулирующий импульс, никоим образом не вмешиваясь в сам процесс рассмотрения и принятия конституции». Представители сирийской оппозиции проект конституции пока не прокомментировали.
На 8 февраля запланированы переговоры по сирийскому урегулированию уже в Женеве и под эгидой ООН, так называемая «Женева-3». Страны-гаранты договорились, что группы сирийской оппозиции, принимающие участие в консультациях в Астане, будут присутствовать в Женеве. Тем не менее сирийская оппозиция не подтвердила факт своего участия. Представитель оппозиции Абу Заид, советник Сирийской свободной армии, отметил, что участие оппозиции в Женеве зависит от выполнения ряда условий, которые они передали российской стороне. По его словам, «русские пообещали рассмотреть эти требования в течение недели и принять решение совместно с турецкой стороной». Конкретно про сами требования он ничего не сказал.