К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кризис скорректировал мандат банков развития

Фото Сергея Авдуевского / ТАСС
Фото Сергея Авдуевского / ТАСС
Из источника финансирования политических мегапроектов банки развития переформатируются в игроков на поле рыночных кредитов

Зачем обычному корпоративному заемщику идти в банк развития? Конечно, за длинными и дешевыми деньгами. Но с другой стороны, там специфические и не всегда прозрачные требования к проектам и сложные и забюрократизированные процессы рассмотрения заявок с непредсказуемым исходом. Традиционно банки развития воспринимались как источник финансирования для политически значимых мегапроектов с неочевидной рентабельностью, а не как рыночный игрок. За рыночными же кредитами заемщики обращались в коммерческие банки.

Кризис изменил расклад неожиданным образом. Некоторые считают текущую монетарную политику российского центробанка профессиональной и адекватной, доказательством чего является снижающаяся инфляция, другие — сравнивают такую борьбу с инфляцией с остановкой кровотечения из носа путем наложением жгута на шею. Что можно сказать определенно — при таком уровне рублевых ставок коммерческие банки из источника долгосрочного финансирования превращаются в источник краткосрочных кредитов и рефинансирования. По данным ЦБ, объем банковских рублевых кредитов корпоративному сектору с ноября 2014 года по ноябрь 2016 года вырос на 7%, девальвация рубля за тот же период составила около 50%. Такая слабая динамика роста кредитов понятна: при рентабельности инвестиционного проекта в промышленности в 12-15% нет смысла привлекать долгосрочное финансирование, обслуживание которого съест всю рентабельность.

В этой ситуации перед банками развития, казалось бы, открылось широкое поле для деятельности, поскольку они имеют статус государственных либо межгосударственных организаций с высокими кредитными рейтингами и возможностями привлечения дешевого капитала на международных рынках. Однако есть два ограничивающих фактора: во-первых, кризис сильно проредил число банков развития. ВЭБ попал под тройной удар: на обесценение кредитов, выданных ранее по неэкономическим мотивам, наложилась потеря возможности привлекать деньги на зарубежных рынках и резкое сокращение господдержки. Группа Всемирного банка — ЕБРР и МФК по политическим мотивам вообще прекратила рассмотрение новых проектов в России. Новые игроки – такие, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Новый банк развития (известный также как «Банк БРИКС») – не могут их заместить, так как только разворачивают свою деятельность и фокусируются на узком круге проектов (инфраструктурных, «зеленой» энергетике и т.д.) с желательным госучастием.

 

Все международные банки развития в силу своего статуса имеют валютный баланс, привлекать же рубли же они могут только на рынке по тем же ставкам, как и крупные коммерческие банки. Таким образом, оставшиеся активными на российском рынке международные банки развития имеют возможность предоставлять финансирование в основном в валюте. Но вместе с тем, благодаря кредитным рейтингам, этим банкам легко удешевлять стоимость кредитов за счет не только привлечения капитала на зарубежных рынках, но и гарантий экспортных кредитных агентств. А отсутствие такого KPI, как максимизация прибыли, позволяет им предоставлять кредитные средства фактически по себестоимости.

Однако в число заемщиков, способных надежно обслуживать долгосрочные валютные кредиты и не боящихся девальвации рубля, входят лишь компании с проектами в экспортно-ориентированных отраслях и сферах, где цены на продукцию привязаны к экспортному паритету. Недавно к их числу прибавился ряд компаний, занимающихся проектами по импортозамещению, где цена продукции привязана к импортным аналогам, дорожающим при девальвации, что создает естественное хеджирование валютных рисков. Благодаря девальвации количество жизнеспособных проектов по импортозамещению в разных отраслях резко возросло.

 

Для расширения круга заемщиков банки развития все больше внимания уделяют проектному финансированию без права регресса на заемщика — продукту, который и до кризиса был малодоступен. Неподотчетность национальным регуляторам дает гибкость в предоставлении таких кредитов.

У каждого банка развития есть собственные специфические задачи, и соответствующие этим условиям проекты могут рассчитывать на льготные условия кредитования. Например, у ЕАБР — это инвестиционные проекты, способствующие увеличению торговли и инвестиций между странами Евразийского Экономического Союза, а также развитию экономики регионов.

Банкам развития еще предстоит изменится. Согласно стереотипам, они являются неповоротливыми махинами, в которой без мощного административного ресурса и проекта на миллиарды долларов, делать нечего. ВЭБ недавно принял стратегию, согласно которой к 2018 году ему предстоит превратиться в ВЭБ 2.0 и уйти от нерентабельных мегапроектов. ЕАБР обновленную стратегию принял весной 2016 года и активно наращивает количество проектов в самых разных отраслях.

 

Банки развития, у которых есть четкая стратегия и профессиональная команда для ее воплощения, стараются удовлетворить потребность заемщиков в долгосрочном инвестиционном кредитовании и в некоторой мере начинают подменять собой коммерческие банки, реализуя функцию контрцикличности в кризисных условиях. Неожиданное, но необходимое для экономики страны дополнение к их изначальному мандату.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+