2016 год выдался сложным для Турции. Страна стала жертвой ряда крупных терактов, унесших жизни нескольких десятков человек; пережила попытку военного переворота, после которой был введен режим чрезвычайного положения и последовали массовые увольнения и аресты; продолжила нести потери на юго-востоке страны, где воюет против Рабочей партии Курдистана, и в Сирии, где с конца августа Анкара проводит наземную военную операцию «Щит Евфрата». В самой Турции продолжаются дебаты насчет принятия новой Конституции, которая изменит парламентскую систему на президентскую, на чем настаивает нынешнее руководство страны. Ситуацию в стране усложняет пребывание в Турции 2,7 млн. сирийских беженцев. Все это не могло не отразиться на экономической ситуации в Турции. Впервые с 2008 года был отмечен спад в экономике страны. Растет количество безработных, мелкий и средний бизнес закрывается, цены на потребительские товары увеличились. Иностранные инвесторы настороженно смотрят на происходящее в Турции и не спешат вкладывать свои средства в страну с нестабильной внутриполитической обстановкой. По сравнению с предыдущим годом иностранные инвестиции сократились на 44,3% (период январь–октябрь). Произошел спад более чем на 32% в сфере туризма. Из-за санкций в 2016 году Турция лишилась значительной части российских туристов, а иностранные туристы стали меньше ездить по соображениям безопасности, так как опасаются стать жертвами участившихся терактов.
Наибольшую обеспокоенность вызывает обесценивание местной валюты – турецкой лиры. В 2016 году лира упала на 18% по отношению к американскому доллару и стала второй в рейтинге самых слабых валют уходящего года, пропустив вперед только аргентинское песо. 2 декабря был зафиксирован наибольший спад лиры – тогда доллар стоил 3,6 лиры. Незамедлительно турецким руководством была инициирована общенациональная «кампания по спасению лиры». В этот же день (2 декабря) президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган призвал турецкий бизнес производить расчеты исключительно в лирах, а граждан своей страны попросил избавиться от долларов и евро и перевести все свои валютные сбережения в национальную валюту или золото.
«Пусть возьмут валюту из-под матрасов, принесут и обменяют на золото, на лиры. Турецкая лира и золото поднимутся в цене», - повторно обратился Эрдоган к турецкому народу 4 декабря, выступая перед своими сторонниками в Кайсери. Турецкий президент связывает тяжелую экономическую ситуацию в стране с влиянием неких внешних сил – иногда он обвиняет США, иногда ЕС, иногда своего бывшего товарища Фетхуллаха Гюлена, по мнению Анкары, зачинщика путча, проживающего в США. По мнению Эрдогана, внешние силы, которые не смогли разрушить Турцию танками и оружием (прим. – имеет в виду события 15 июля, когда группа военных предприняла попытку государственного переворота с целью свержения режима Эрдогана), сейчас хотят нанести удар по экономике страны и тем самым подорвать его режим.
К кампании присоединились известные турки из проэрдогановского лагеря. Так, турецкий певец Айдын Айдын, исполняющий «тюркю» — народные песни лирического содержания, — отправился в родную деревню, где снял клип, приуроченный к кампании по «спасению лиры». На видео он в костюме из лир и в короне, украшенной лирами, в сопровождении своих односельчан в таких же коронах из лир исполняет песню, прославляющую национальную валюту. При этом Айдын Айдын кидает в реку целую сумку однодолларовых купюр, тем самым призывая соотечественников избавиться от иностранной валюты. Певец также просит турок дарить на свадьбах исключительно турецкие лиры, хотя традиционно на турецких свадьбах дарят золотые украшения или доллары, которые прикрепляют к одежде молодоженов.
Гражданам Турции, которые обменяли определенную сумму иностранной валюты на лиры, многие парикмахерские и кафе предоставляли возможность бесплатно постричься или пообедать. Однако даже несмотря на такие «привилегии», каких-либо заметных итогов на данный момент данная кампания не принесла. Турки неохотно спешат расставаться со своими долларовыми сбережениями.
В рамках «кампании по спасению лиры» руководство Турции озвучило свои планы перейти на расчет в национальной валюте во внешней торговле, в том числе и с Россией. Впервые о планах перейти на национальную валюту в расчетах с Москвой заявил президент Турции накануне визита турецкой правительственной делегации во главе с премьер-министром Бинали Йылдырымом в Россию. «Я предложил Путину следующее: давайте сделаем нашу торговлю в местной валюте. Все, что я покупаю у вас, я буду платить вам в российских рублях. А все, что вы покупаете у меня, платите в турецких лирах», — сказал Эрдоган.
По итогам своего визита в Россию (5-7 декабря) глава правительства Турции Бинали Йылдырым заявил, что Центробанки России и Турции уже приступили к решению технических вопросов для перехода на национальные валюты во взаимной торговле. «Центральные банки уже начали работать по вопросу о том, каким именно образом это может быть воплощено в жизнь, и, чтобы это произошло, должны быть проработаны некоторые технические вопросы. Но все смотрят позитивно на эту перспективу — и Россия, и Турция», - отметил турецкий премьер. От российской стороны комментариев не последовало.
Позже, 21 декабря, министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил, что Анкара собирается использовать лиру по меньшей мере в 10% своих внешнеторговых сделках. Предполагается, что в ближайшие годы Турция перейдет на расчет в национальных валютах с Россией, Ираном и Китаем.
Турецкие эксперты, тем не менее, скептически смотрят на предпринимаемые меры по спасению лиры. В комментарии для Forbes Russia Вахид Юджесой, эксперт по экономике и политике Турции из Монреальского университета, отметил, что Турции нужно прежде всего решить внутриполитические проблемы, что влияет напрямую на экономическую ситуацию в стране. «В среднесрочной и долгосрочной перспективе ныне предпринимаемые меры по спасению лиры не дадут ничего. Валюта поступала в бюджет Турции за счет туризма и прямых иностранных инвестиций. И то, и другое сейчас сильно сократилось. Правительство Турции сделало ставку на внешние заимствования. Но это только привело к росту внешнего долга, который увеличился до $421 млрд.», — отметил турецкий эксперт. Американский инвестиционный банк Merrill Lynch спрогнозировал дальнейшее обесценивание турецкой лиры в 2017 году.
В новый год Турция вступает с рядом нерешенных проблем, и падающая лира — лишь одна из них. Если в 2017 году Анкаре удастся решить хотя бы частично свои внутри- и внешнеполитические проблемы, то конец следующего года будет менее печальным для турецкой экономики. Из позитивного: 27 декабря в Турции наконец-таки начался суд над первыми 29 лицами, причастными к путчу. Тем не менее еще 41 00 человек продолжает находиться под арестом. Курдский вопрос не решен. Политического решения кризиса в Сирии пока не предвидится.