К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Самочувствие бизнеса: денег и уверенности в завтрашнем дне все меньше

Фото Spencer Platt / Getty Images
Фото Spencer Platt / Getty Images
Предприниматели адаптировались к экономической ситуации, но число позитивно настроенных все еще ниже, чем до кризиса, следует из исследования аналитического центра НАФИ

Более половины предпринимателей (51%) почувствовали ухудшение финансового положения своих компаний за прошедший год, свидетельствуют результаты опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ (есть в распоряжении Forbes). На отсутствие изменений в финансовом благополучии компаний указывают 26% топ-менеджеров, каждый пятый предприниматель рассказал о положительных изменениях в текущем году.

Репрезентативный всероссийский опрос проведен НАФИ в октябре 2016 г. Опрошено 500 руководящих сотрудников предприятий микро, малого, среднего и крупного бизнеса в восьми федеральных округах России. Мониторинг самочувствия предпринимателей ведется с 2014 года.

Чаще всего об ухудшении финансового положения в ходе последнего исследования сообщали представители среднего бизнеса (56%), среди крупного бизнеса на ухудшение ситуации пожаловались 39%. «Предприниматели адаптировались к экономической ситуации, но число позитивно настроенных все еще ниже, чем до кризиса», — объяснила руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич. По ее словам, еще в марте 2016 года на ухудшение финансового состояния жаловались 65% предпринимателей.

 

Уверенность в завтрашнем дне сегодня чувствуют 59% руководителей предприятий (в начале года доля таковых составляла 56%). Позитивные прогнозы чаще озвучивают топ-менеджеры средних и крупных компаний (63% против 53% среди микро-организаций). Не ощущают уверенности 37% опрошенных, среди микро-предприятий — 48%.

Почему бизнесу стало хуже?

 

Доцент института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян уверен, что финансовые показатели предприятий действительно продолжают падать, как и реальные доходы населения. Падение финансовых показателей произошло — это факт. Я думаю, что на сегодняшний день главный фактор — перенасыщение рынков сбыта, которое испытывает Россия на протяжении уже трех лет. Очень много предложений похожих, однородных товаров и услуг. В связи с этим компании ориентируются не на вывод и запуск инновационных продуктов, а на продолжение конкурентной борьбы. Как известно, конкурентная борьба требует дополнительных ресурсов. Компании кредитуют будущие доли рынка через инвестиции из собственной прибыли», — отметил Мартиросян.

По его мнению, падение доходности компаний не связано с цикличными экономическими кризисами, скорее оно отражает отсутствие конкурентных предложений со стороны бизнеса.

«Сейчас наши компании успешно справляются с операционными затратами, но их выручка падает. Это говорит о том, что на одних и тех же рынках существует  неимоверное количество игроков — это и ритейл, и телеком, и различные услуги», — подчеркнул Мартиросян.

 

В свою очередь уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов рассказал Forbes, что в последнее время стремительно растет число банкротств компаний. «Нежелание ЦБ снизить ставку до приемлемого уровня губит несырьевой сектор. Прежде всего малый и средний производственный бизнес. В 2014 году бизнес повел себя по аналогии с кризисом 2008 года. Все перекредитовывались под любые проценты в надежде сохранить компании и пересидеть, переждать кризис. Но не вышло. Это не V-кризис. Падение нефтяных цен затянулось и стало ясно, что надо учиться жить при дешевой нефти. К этому готовы не все. А ставки по кредитам такие, что многие даже торговые компании разоряются», — заявил Титов.

Диверсификация — единственный выход

Экономисты рекомендуют компаниям, испытывающим финансовые трудности, переходить на новую бизнес-модель и запускать нишевые продукты, либо выходить на рынки, которые не кажутся предприятию привычными.

«Ключевой выход заключается в поиске диверсификационных портфелей. Необходимо начинать новые проекты, не связанные с собственным рынком, на котором компания чувствует себя уверенно. К сожалению, для российского бизнеса не свойственна диверсификация на нерелевантных рынках. Это новая для предпринимателей практика, когда они на какой-то период времени могут переключиться на новые проекты», — сообщил Мартиросян. По его мнению, такой подход позволит предпринимателям уйти от операционной модели бизнеса и трансформироваться в инвесторов.

«На мой взгляд, эта практика будет востребована как выход из сложившейся ситуации для российского бизнеса. Нерелевантная диверсификация — это то, что уже делают крупные финансово-промышленные холдинги, это делают крупные компании. Я думаю, не за горами среднее и малое предпринимательство», — добавил эксперт.

 

Доктор экономических наук, научный руководитель лаборатории исследований предпринимательства НИУ ВШЭ Александр Чепуренко считает, что улучшение экономической ситуации еще не успело отразиться на самочувствии бизнес-сообщества. По его словам, нет универсального рецепта по улучшению финансовых показателей, но существуют общие правила, которыми можно руководствоваться для выхода из кризиса.

«Необходимо пересмотреть линейку своих продуктов и сократить то, что не пользуется устойчивым спросом. Этот фактор нужно учитывать, если выбирать переход на другие виды деятельности. Также следует подумать над привлечением более дешевых ресурсов, для этого нужно тщательно изучать рынок», — рассказал Чепуренко. Экономист также отметил, что в ближайшее время лучше воздержаться от долгосрочных инвестиций, поскольку неизвестно, когда удастся вернуть вложения.

Кроме того, добавил он, многие предприятия малого бизнеса просто не осведомлены о программах господдержки. «Я не склонен переоценивать влияние этих госпрограмм на состояние малого бизнеса, тем не менее можно попытаться получить доступ к чуть более дешевым кредитам», — пояснил эксперт.

Что может сделать государство?

 

По мнению экспертов, сейчас в России нужно как можно быстрее разработать и принять закон о защите интеллектуальных прав, чтобы малые и средние предприниматели не беспокоились о сохранности своих инновационных разработок. Это позволило бы без страха регистрировать в России торговые марки и патенты, создавать различные «ноу-хау» и технологии производства. Сейчас предприниматели зачастую вынуждены регистрировать патенты на важные разработки за рубежом, чтобы технологию точно никто не увел.

«Также необходимо продолжение практики субсидирования кредитных ставок. Несмотря на то, что система налогообложения в нашей стране одна из самых комфортных, кредитные ставки для бизнеса очень высоки, они доходят до 15-20%. Программа софинансирования государством таких кредитов нужна, чтобы хотя бы свести ставки к уровню инфляции – 8-10%. Это уже будет ощутимая помощь», — подчеркнул Мартиросян.

Также экономист считает, что государство должно публично отчитываться перед гражданами о том, на что направили поступившие от налогов средства. По его словам, такая практика есть во многих странах мира, так называемый «tax statement».

Когда предприниматель понимает, куда идут налоги, он гораздо охотнее выводит свой бизнес из тени. «Мы воспринимаем налоги как расходы, это в корне неправильно. Нужен подробный отчет  перед налогоплательщиками о том, на какие цели расходуются налоги — НДС, налог на прибыль, подоходный налог и так далее. Тогда и самочувствие бизнеса будет гораздо лучше», — добавил Мартиросян.

 

Бизнес-омбудсмен Борис Титов отметил, что стране прежде всего нужна четкая средне- и долгосрочная экономическая стратегия. На одном из первых мест среди факторов негативно влияющих на бизнес предприниматели, несмотря на кризис, ставят неопределенность экономической политики, заявил он.

«Конкретные расчеты будут представлены в начале февраля, но основные ориентиры для стимулирования роста экономики уже ясны – переход к умеренно мягкой денежно-кредитной политики, дофинаснирование действующих и создание новых институтов развития, ограничение роста тарифов, снижение налогов на процесс производства и рост налогов на потребление, акцизов, НДПИ», — пояснил Титов.

Стоит ли начинать бизнес в 2017 году?

Уполномоченный по правам предпринимателей отметил, что не видит предпосылок для экономического роста и улучшения самочувствия представителей бизнеса.

 

«Пока ничто не показывает, что Минфин и ЦБ готовы отказаться от фетишей макроэкономической стабильности — таргетирования инфляции, поддержки курса рубля, бюджетного сжатия и так далее. Поэтому никаких предпосылок для экономического роста я пока не вижу, хотя потенциал огромный. Рост агропрома это наглядно показал. Но если не перейти к политике экономического роста, то мы и дальше будем стагнировать, сжиматься, и в конечном итоге просто обеднеем, скатимся по уровню благосостояния к средине 1990-х», — заявил Титов.

При этом экономисты уверены, что кризис по-прежнему остается лучшим временем для начала своего дела, но подходить к этому нужно с осторожностью. «Если вы нашли какую-то нишу, в которую не лезут другие, которую можно занять при довольно незначительных вложениях, то такой бизнес точно нужно начинать. В кризис действительно ресурсы стоят дешевле, это может стать основой для успеха», — пояснил Чепуренко. Для открытия «тиражируемого» бизнеса вроде булочной или прачечной время неподходящее. Экономика страны уже в начале 2017 года может начать умеренный рост, но неизвестно, надолго ли он сохранится, добавил экономист.

«Состояние экономики может быть и лучше, чем заложено в проекте бюджета. Особенно с середины 2017 года государство может пойти на какие-то шаги, связанные с повышением пенсий, зарплат в бюджетном секторе. Это позитивно скажется на настроениях населения и повисит спрос на товары и услуги. Вопрос в том, как долго такая ситуация будет продолжаться», — заявил Чепуренко. Он подчеркнул, что зависимость экономики страны от цен на нефть и газ не позволяет малому и среднему бизнесу рассчитывать на устойчивые перспективы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+