С момента покупки «Роснефтью» 50,08% акций «Башнефти» прошло всего два месяца, но нефтяная компания на этом не останавливается. Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин направил на имя президента несколько писем со своими предложениями, а также лоббирует интересы компании в Министерстве энергетики. В чем заинтересована компания?
1. Не сокращать добычу
Десятого декабря Россия присоединилась к странам ОПЕК и не входящим в организацию с намерением сократить добычу нефти с 1 января 2017 года. Но не все компании поддерживают это начинание. По данным двух источников Forbes в окружении Сечина, в ноябре руководитель «Роснефти» написал письмо на имя президента Владимира Путина, в котором высказал свои опасения по поводу сокращения добычи. Переговоры Сечина с Министерством энергетики по этому поводу продолжаются. В Минэнерго не смогли прокомментировать этот вопрос.
Планируется, что все российские нефтяные компании должны сократить производство нефти пропорционально своей добыче в октябре 2016 года. Именно в октябре на фоне переговоров России с ОПЕК компании нарастили свою добычу на 2,7%, до 47,39 млн тонн. На «Роснефть» пришлось 17,218 млн тонн, или 36,8% общей добычи. В первом квартале 2017 года Россия должна сократить добычу на 200 000 баррелей в сутки, во втором — на 300 000 баррелей (из них на «Роснефть» приходится 73 600 баррелей и 110 400 баррелей соответственно).
В пятницу, 16 декабря, у министра энергетики Александра Новака спросили, согласна ли компания «Роснефть» снизить добычу. Министр ответил уклончиво: «Все компании согласны снижать добычу». Официальные представители «Роснефти» также неоднократно говорили, что компания будет соблюдать директивы властей. «Конечно, если будет принято политическое решение руководства страны, то, конечно, мы будем это решение выполнять. Это не обсуждается», — говорил пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев в октябре (цитата по BBC). Тогда он сказал, что главное — насколько остальные страны готовы снижать добычу. «Мы внимательно следим за инвестпрограммами наших партнеров, конкурентов, и никаких признаков намерений снизить добычу эти инвестпрограммы не показывают», — заявил Леонтьев (цитата по «Коммерсантъ FM»). Позиция «Роснефти» — прежде чем снижать добычу, следить за тем, как исполняются обязательства другими странами, остается прежней.
2. Получить льготы
Накануне приватизации «Роснефти» правительство поручило министерствам проработать предложения «Роснефти» для повышения капитализации компании, писали «Ведомости» 14 декабря. Спустя два дня министр Александр Новак заявил, что Минэнерго и Минфин обсуждают предоставление дополнительных налоговых льгот «Роснефти». Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев говорил, что дал поручение подумать о применении целого ряда возможностей и льгот для обеспечения деятельности «Роснефти». Речь, в частности, идет о налоговых льготах для истощающихся месторождений, у которых уровень обводнения выше определенных норм.
Также «Роснефть» просит льготы по НДПИ для месторождений в Восточной Сибири, снизить тарифы «Транснефти» на прокачку нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке и поддержать нефтепереработку на фоне налогового маневра, снизившего их маржу. О последнем Сечин может рассказать на следующем заседании Комиссии при президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Его волнует этот вопрос, поскольку в составе «Башнефти» «Роснефть» получила огромные нефтеперерабатывающие мощности. Комиссию перенесли с декабря на февраль 2017 года, рассказали Forbes два источника, знакомых с повесткой мероприятия.
3. Добывать газ за рубежом
Двенадцатого декабря «Роснефть» сообщила, что приобретает у итальянской Eni до 35% в концессионном соглашении на разработку крупнейшего газового месторождения Средиземного моря — Зор (Zohr), а также 15% в операторе проекта — совместном предприятии Eni и EGAS: Petroshorouk. Общие запасы газа оцениваются примерно в 850 млрд кубометров. Сумма покупки составила $1,6 млрд, инвестиции, запланированные в ближайшие четыре года, могут составить $4,5 млрд. «Роснефть» будет работать в этом проекте с Eni и своим давним партнером — британской BP, владеющей 19,75% «Роснефти». Эксперты считают, что это показывает глобальные аппетиты «Роснефти».
«Открытие месторождения Зор в августе 2015 года стало сенсацией. Это месторождение относится к разряду гигантских. Сделка свидетельствует о том, что санкции не являются угрозой для сотрудничества «Роснефти» с крупнейшими европейскими компаниями в стратегически важном регионе «Европа — Ближний Восток», — сказал Forbes ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Гендиректор и владелец East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что «для «Роснефти» участие в Zohr может быть более выгодным и предсказуемым, чем собственные газовые проекты в России». Программа «Роснефти» по достижению добычи газа к 2020 году в 100 млрд кубометров выполняется, но постепенно. В 2015 году добыча составила пока только 62,54 млрд кубометров.
4. Расширять собственный нефтесервис
Еще в 2014 году Сечин говорил, что рынок подрядных услуг перегрет, а «ценообразование не отражает ни затрат, ни экономически целесообразных показателей». Тогда он заявил, что компания будет развивать собственный сервис на базе «РН-Бурение» и «РН-Сервис». С того момента «Роснефть» реорганизовала свою дочку «РН-Бурение», приобрела Оренбургскую буровую компанию со скандальным прошлым (Алексей Навальный в 2009 году обращался в Департамент экономической безопасности МВД с просьбой провести проверку договора купли-продажи оборудования между «ВТБ-Лизинг» и кипрскими офшорами), приобрела активы швейцарской Weatherford в России и Венесуэле, безуспешно вела переговоры с американской Seadrill о приобретении у нее 30% буровой компании North Atlantic Drilling Limited — помешали секторальные санкции. Целевой показатель уровня доли собственного бурового сервиса компания определяла в 75-80% к 2018-2019 годам.
И вот в 2016 году «Роснефть» вернулась к идее расширения своего нефтесервиса. В середине декабря стало известно, что «Роснефть» ведет переговоры с АФК «Система» о покупке компании «Таргин». «Ведомости» написали, что сделка будет закрыта в ближайшее время. «Таргин» в данный момент выполняет для новой дочки «Роснефти», «Башнефти», различные виды сервисных работ, в том числе бурение, ремонт скважин, производство и ремонт нефтепромыслового оборудования, а также транспортно-логистические услуги, по некоторым видам услуг доля работ «Таргина» доходит до 70%. По состоянию на 2014 год доля контрактов с «Башнефтью» в выручке «Таргина» составила 77%, за 2015 год АФК «Система» такие данные в отчете не предоставила.
В 2014 году после уголовного дела против бывшего владельца «Башнефти» Владимира Евтушенкова контроль над «Башнефтью» перешел государству в лице Росимущества. Уже после выхода «Башнефти» из-под крыла Евтушенкова нефтяная компания так и не сменила сервисную компанию «Системы». Сразу после покупки «Башнефти» Сечин заявил, что нефтесервисные активы компании в 2013 году были проданы вдвое дешевле рыночной стоимости — за 4 млрд рублей при оценке в 8 млрд рублей.
5. Развивать кластер «Звезда»
Проект судостроительного предприятия в Приморском крае «Звезда» начался еще в 2009 году, сначала его реализовывали «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и южнокорейская дочка Daewoo DSME. Однако в 2012 году DSME вышла из проекта, а ОСК уступила пакет из 75% минус две акции «Дальневосточного центра судостроения и судоремонта» (ДЦСС) консорциуму Газпромбанка и «Роснефти» (ОСК по-прежнему владеет 25% «Звезды»). Было сочетание интересов, а решение принимал президент, рассказывает вице-президент «Роснефти», отвечающий за координацию проектов на Дальнем Востоке, Виктор Ишаев.
«Львиная доля судостроительных компаний находится в европейской части России, а здесь что? Территория большая, бухты подходящие — вот идея и родилась», — рассказал Forbes один из участников проекта. Операционное управление предприятием осуществляет «Роснефть». Первого сентября 2016 года Владимир Путин посетил «Звезду» и провел совещание о судостроительной отрасли. Первым докладывался Сечин. Он предложил в рамках кластера построить «металлообрабатывающий и металлопроизводящий комплекс в непосредственной близости от верфи».
Пока, кроме «Роснефти» (четыре многофункциональных судна снабжения ледового класса), никто не заключил контракты со «Звездой». Пилотные заказы для верфи формируются исключительно по инициативе «Роснефти», говорил в сентябре директор департамента локализации техники и технологий в ранге вице-президента «Роснефти» Константин Лаптев. В начале 2016 года правительство утвердило перспективный план загрузки предприятия, в который вошли заказы также от «Совкомфлота» и других компаний. Но по состоянию на сентябрь «твердые намерения по размещению заказов на строительство судов на СК «Звезда» от иных компаний с государственным участием отсутствуют», говорил Лаптев (цитата по ТАСС). Ожидается, что «Звезда» начнет работу в 2018 году.