Решение ОПЕК и еще 11 стран-производителей сократить добычу почти на 1,8 млн баррелей нефти в сутки и параметры федерального бюджета на 2017 год снижают опасность значительного роста налогового бремени у отечественных нефтегазовых компаний и уменьшают угрозу для их кредитоспособности.
Речь идет в совокупности о 2% мировой добычи, поэтому это сокращение будет способствовать ускорению стабилизации нефтяного рынка и повысит шансы на укрепление цен. Однако существуют риски выполнения договоренностей всеми странами — участницами соглашений. Эти риски наряду с динамикой добычи сланцевой нефти в США будут ключевыми факторами, определяющими направление цен на нефть в среднесрочной перспективе.
Решение ОПЕК способно убрать избыток предложения на рынке и привести к постепенному снижению запасов нефти в странах ОЭСР в 2017 году. Исходя из прогноза Международного энергетического агентства, мы считаем, что спрос на нефть может превысить добычу примерно на 400 000 баррелей в сутки в I квартале 2017 года, и на 1,3 млн баррелей в сутки — в IV квартале 2017 года при условии, что договоренности будут соблюдаться в течение всего года. Сейчас запасы нефти превышают среднее значение за пять лет на 300 млн баррелей.
Есть риск, что некоторые участники соглашений будут превышать установленные квоты, как это случалось прежде. Если ситуация повторится, стабилизация рынка замедлится. Дополнительным фактором риска является скорость реагирования американской сланцевой нефтедобычи с коротким инвестиционным циклом: эта отрасль уже начала восстанавливаться, и ее рост может ускориться при ценах выше $50. Кроме того, договоренность ОПЕК достигнута на шесть месяцев, и нет гарантии, что она будет продлена. Наш сценарий плавного восстановления цен на нефть остается обоснованным, а стресс-сценарий, при котором цены на нефть опустятся ниже $40 за баррель, сейчас выглядит гораздо менее вероятным.
Готовность России сотрудничать с ОПЕК и постепенно снизить добычу максимум на 300 000 баррелей в сутки не должна сильно сказаться на деятельности российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Планируемое сокращение составляет менее 3% от среднесуточной добычи нефти в стране, хотя и не ясно, как оно будет распределяться среди компаний. Но следует отметить, что добыча на зрелых месторождениях и прежде всего в Западной Сибири продолжает падать. Например, в III квартале 2016 года «Лукойл» зафиксировал падение добычи в Западной Сибири на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, то есть около 2% в квартал. Если принять такие темпы за нормальное падение добычи на зрелых месторождениях и предположить, что в Западной Сибири и других традиционных регионах производится около 8 млн баррелей нефти в сутки, то падение добычи только за один квартал составит 160 тысяч баррелей в сутки при условии, что компании не будут интенсифицировать производственное бурение. Это значит, что российским нефтедобытчикам достаточно просто заморозить часть работ на зрелых месторождениях на шесть месяцев для получения необходимого результата.
ВИНК с наиболее амбициозными планами по наращиванию добычи, такие как «Газпромнефть», могут временно пересмотреть планы, сократив промышленное бурение или отложив рост добычи на своих новых проектах. Долгосрочные планы ВИНК вряд ли будут затронуты, поскольку сделка по сокращению добычи носит временный характер.
Что касается российского бюджета на 2017-2019 годы, то он предусматривает стабильные налоговые поступления от нефтегазового сектора. Плановый рост НДПИ будет компенсирован снижением экспортной пошлины с 42% до 30%, что должно оказать в целом нейтральное влияние на ВИНК и сохранить общие налоговые выплаты на уровне 2016 года.
В долгосрочной перспективе существует риск, что государство может увеличить изъятия у компаний нефтегазового сектора. Такой риск увеличивается при сохранении цены Urals ниже $40 за баррель в течение продолжительного времени, поскольку именно этот уровень заложен в бюджет. Исходя из наших консервативных прогнозов по Brent и курсу рубля, «Роснефть», «Лукойл» и «Газпромнефть» покажут стабильные результаты EBITDA на баррель добычи в 2017 г. Единственной крупной компанией, у которой произойдет увеличение налоговой нагрузки, станет «Газпром» ввиду роста НДПИ на природный газ. Однако дополнительная выплата 70 млрд рублей в 2017 году, по нашим прогнозам, приведет к снижению EBITDA у «Газпрома» лишь на 5%.
Несмотря на низкие цены Urals, российские ВИНК показывают неплохие финансовые результаты из-за низких затрат на добычу, девальвации рубля и прогрессивного характера налогообложения. За 9 месяцев 2016 года средняя EBITDA на баррель добычи, рассчитываемая в долларах США, у «Роснефти», «Лукойла» и «Газпромнефти» сократилась на 14% на фоне падения котировок Brent на 23%. Большинство ВИНК также увеличили рублевые капитальные затраты, хотя «Лукойл» и принял решение сократить капиталовложения, урезав расходы на проекты по переработке и сбыту и международные проекты.
Подписанные в Вене договоренности между ОПЕК и независимыми странами-производителями не изменили наш долгосрочный прогноз цен на нефть, который в большей степени обусловлен предельными затратами добычи. Эти затраты существенно меняются во времени в зависимости от расположения нефтяных месторождений и используемых технологий нефтедобычи, а также баланса спроса и предложения на рынке нефтесервисных услуг. Наше последнее исследование так называемых «затрат полного цикла» нефтедобычи показало, что разумная долгосрочная цена составляет $65 за баррель.