К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Чайна-таун: почему миланские футбольные гранды меняют владельцев

Фото imago / Xinhua / ТАСС
Фото imago / Xinhua / ТАСС
Как знаменитое итальянское дерби «Интер» – «Милан» стало китайским

Еще недавно миланское «Дерби Делла Мадоннина» было спором двух могущественных итальянских олигархов. За «Миланом» стоял одиозный Сильвио Берлускони, политик, магнат и скандалист. За «Интером» — Массимо Моратти, наследник нефтяной империи Saras, жена родного брата которого с 2006-го по 2011-й служила мэром Милана. На протяжении двадцати лет в этом противостоянии было все: политика, экономика и два мощных эго, стремившихся к победе любой ценой.

Теперь в дерби будут мериться амбициями новые владельцы клубов. За «Интером» встала китайская корпорация Suning («Сунин») миллиардера Чжана Цзидона. «Милан» летом подписал предварительный контракт о продаже с Sino-Europe Sports Investment Management Changxing Co. Ltd. Финансовым советником китайцев в этой сделке выступает Rothschild & Co., но имена покупателей держатся в секрете.

Почему продали «Интер»

По некоторым подсчетам, экс-владелец «нерадзурри» («черно-синие» по-итальянски – по цветам формы) Массимо Моратти за годы своего управления «Интером» потратил порядка €1,5 млрд только на покупку игроков. Ибрагимович, Роналдо, Фигу, Это'О, Роберто Карлос, чуть ранее Баджо, Саморано, Креспо — неполный список суперзвезд, которыми команда Моратти располагала в разное время. Только за Кристиана Вьери (не сказать, что решающего любую проблему форварда) в 1999-м было заплачено €48 млн — на тот момент мировой рекорд!

Моратти мог себе это позволить: его предприятия перерабатывают 15% нефти в Италии. Даже сейчас по оценке Forbes его состояние равняется $1,36 млрд. Тогда денег было еще больше, а степень одержимости магната футболом росла с каждым годом. Идея выиграть во что бы то ни стало Серию А стала навязчивой.

В конце 90-х деньги в Италии не считали. Финансового Fair Play в футболе еще не существовало (правила строгого соответствия расходов и доходов команд УЕФА ввела в 2011-м), в любой клуб можно было закачать сколько угодно денег. Так и надувались пузыри. «Парма», в которую вложился местный молочный концерн Parmalat; «Лацио» времен президента Серджио Краньотти, кормившийся от продуктового бренда Cirio; «Фиорентина» кинопродюсера и сенатора Витторио Чекки Гори; «Рома» нефтяного магната Франческо Сенси.

Все эти истории заканчивались одинаково — банкротством (или финансовым состоянием, крайне к нему близким) и продажей тем, у кого денег хватало. Итальянский футбол 90-х и 2000-х был не бизнесом, а ярмаркой тщеславия, с которой рано или поздно всем пришлось уезжать.

Моратти избежал банкротства. Он добился доминирования в Италии, выиграл при помощи Жозе Муринью долгожданную Лигу чемпионов и постепенно охладел к команде. Несмотря на победы, «Интер» не был похож на процветающую фирму.

Итальянский нефтемагнат Массимо Моратти устал тратиться на футбол и продал любимый «Интер». Теперь у команды хозяева из Китая

В конце концов Моратти просто надоело. Получив в 2013-м предложение от индонезийского миллиардера Эрика Тохира (€250 млн за 70% акций) босс долго не думал. Сам Массимо остался в клубе в должности почетного президента, который, впрочем, на многое не влиял. А позже выкупил Тохир и остальные акции.

Новый владелец разобрался с «Интером» быстро. В 2016-м он уступил 70-процентный пакет акций китайской группе «Сунин», одному из крупнейших в стране ритейлеров бытовой техники. И даже выгадал, получив €270 млн.

Трех лет хватило Тохиру, чтобы понять: приносить прибыль «Интер» в ближайшее время не будет. Амбиции клуба с этим просто несовместимы. Борьба за чемпионство невозможна без больших финансовых вливаний, а много клуб не зарабатывает: своего стадиона у него нет (делит муниципальный с «Миланом»), итальянские телеправа стоят много дешевле английских и т.д.

В сезоне-2012/13 «Интер» сработал в убыток €82,7 млн (при самом большом долге среди итальянских клубов в €293 млн). Это было чуть лучше, чем сезоном ранее (€89,8 — больше, чем у «Милана», «Ромы» и «Ювентуса», вместе взятых), но все-таки удручающе.

Не сказать, что менеджерская команда Тохира исправила положение. В сезоне-2014/15 клуб по-прежнему далек от окупаемости. €74 млн убытков клубный сайт предъявил как улучшение, но это скорее хорошая мина при ясно какой игре.

У Тохира и до «Интера» был опыт в спортивной индустри: ему принадлежит клуб MLS «Ди-Си Юнайтед» и часть «Филадельфии-76» из НБА. Но это все американские истории, гораздо более ориентированные на прибыль. Похожим образом он собирался построить бизнес в «Интере» – к примеру, два сезона подряд (14/15 и 15/16) клуб завершал трансферную кампанию с небольшой прибылью, но Европа — не Америка. Особенно в спорте.

Владелец понял, что с таким «активом» лучше расстаться. Оставив себе 31% акций клуба и президентское кресло, он подписал договор с «Сунином». И с этого года «Интер» проедает не столько его, сколько китайские деньги.

Почему продают «Милан»

«Милан» Сильвио Берлускони — бренд еще более мощный, успешный и дорогой. Напомним, что по количеству побед в Лиге чемпионов впереди «россонери» («красно-черные» на итальянском – по цвету формы) только мадридский «Реал».

Долгое время клуб функционировал, как и остальные итальянские команды: получал деньги от могущественного покровителя, проедал их и не задумывался о том, как окупить вложения. Фактически «Милан» Берлускони — такой же «Интер» Моратти, но удачнее распорядившийся активами. Правая рука Берлускони — легендарный Адриано Галлиани — на пару со спортивным директором Арьедо Брайдой принимал гениальные трансферные решения по игрокам и тренерам. Кроме того, важно отметить волшебный медицинский штаб, позволивший выжать максимум из миланских «пенсионеров», вплоть до победы в Лиге чемпионов-2007 (в день финала Мальдини было почти 39, Индзаги – 34, Несте – 31 и т.д.).

Однако и «Милан» долгое время жил не по средствам. Много зарабатывая (стабильное место в топ-10 Deloitte Money League вплоть до 2014 года), тратил еще больше. При этом эпоха больших побед закончилась: команда сезон за сезоном проваливается в серии А, а без Лиги чемпионов трудно бороться за деньги.

Последний «замер температуры» от Deloitte обнаруживает у клуба большие проблемы. В 2015-м «Милан» показал наименьший доход за последние пять лет — всего €199 млн. До этого худшим был 2011-й с €235 млн. И конца этой грустной тенденции не видно, ведь в прошлом сезоне миланцы вновь остались без еврокубков (7-е место в чемпионате). Средняя посещаемость матчей — в районе 40 тысяч (это на 80-тысячнике!). При этом на текущий сезон клуб продал лишь 13 тысяч абонементов, вдвое меньше, чем на прошлый (27 тысяч).  В результате — лишь €22,3 млн, заработанных в дни матчей. То есть лишь 11% от общего дохода — худший результат в топ-20 рейтинга Deloitte.

Экономические неприятности наложились на спортивные, а затем и на политические. Спортивный директор Арьедо Брайда, в свое время добывший «Милану» Кака и Шевченко, перебрался в «Барселону». Закачалось кресло и под Галлиани. Некогда один из самых стабильных клубов Италии оказался в состоянии хаоса.

Важную роль в этом сыграла нестабильность политическая. Большие проблемы случились у Берлускони. В чем только ни обвиняли итальянского экс-премьера: неуплата налогов, секс с несовершеннолетними проститутками, коррупция. Ни один большой скандал последних лет не обошелся без владельца «Милана». Даже в недавних «Панамских бумагах» он фигурировал, оправдав репутацию крайне деятельного человека.

При Берлускони «Милан» много выигрывал, но давно – последний трофей случился пять лет назад. С 13 декабря 2016 года за победы будут отвечать китайцыПопытка передать управление клубом дочери Барбаре не удалась. И теперь, похоже, Берлускони понял главное: жить по-старому клуб не может. Модель «утром деньги — вечером победы» не работает. Новой стратегии у «Милана» нет, а конкуренты стремительно убегают и в Money League, и в Лиге чемпионов, и даже в серии А.

В списке Forbes семья Берлускони по-прежнему занимает солидное 188-е место с состоянием $5,9 млрд. И хотя сам Сильвио в футбол, кажется, наигрался, он по-настоящему озаботился будущим своего клуба.

Проблемы «Милана» как бизнес-проекта похожи на трудности «Интера»: большие амбиции, большие зарплаты средним игрокам, отсутствие спортивных достижений, способных их окупить, тот же муниципальный стадион, который нужно делить со злейшими врагами, относительно дешевые телеправа.

Сезон-2014/15 «Милан» закончил, по данным Forbes, с ужасным убытком в $100 млн — четверть всех убытков 20 клубов серии А в том сезоне. Сезон-2013/14 был еще хуже — минус $102 млн. За последние 11 лет (2005-2015) чистый убыток «россонери» составил $504 млн. Не верится, но в 2005-м доходы «Милана» и «Барселоны» были примерно одинаковыми. Сейчас каталонцы впереди более чем на €300 млн!

Клуб остро нуждается в средствах, но, казалось, что добыть их поможет только чудо. Ну кто захочет связываться с машиной по уничтожению денег?

Зачем китайцам миланские клубы

«Покупка «Интера» является частью стратегии «Сунин» в развитии спортивной индустрии. Оно поможет компании расти в международном масштабе», — так объяснил решение о приобретении «нерадзурри» глава китайского холдинга Чжан Цзидон.

И это уже классика. Китайцы, приобретающие иностранные клубы, о планах по зарабатыванию с их помощью обычно умалчивают. В большинстве случаев цели другие.

Вложения в «Манчестер Сити» можно засчитать за инвестиции с целью получения прибыли. Возможно, акции клуба вырастут. То же самое можно сказать и о значительно укрепившим свои позиции мадридском «Атлетико».

Но, например, «Сошо», которым долгое время владел автоконцерн «Рено», не обладает ни мощным брендом, ни большим спортивным потенциалом — прошлогоднее 15-е место во втором дивизионе тому доказательство. Зато покупка клуба может стать хорошим началом экспансии на французский рынок. Все-таки рекламную кампанию нужно с чего-то начинать.

«Гранада», «Эспаньол» и голландский «Ден Хааг» – примеры на ту же тему. Скромные, не претендующие на супертрофеи (а значит – и на супербюджеты) клубы, но имеющие свою преданную аудиторию болельщиков – хорошая стартовая площадка для развития бизнеса в регионе. Хотя не все так однозначно: к примеру, между китайским владельцем «Ден Хаага», который нерегулярно переводит команде деньги, и голландским менеджментом клуба, который этим обстоятельством крайне недоволен, уже разгорелся серьезный конфликт.

Клубы английской премьер-лиги могут быть интересны из-за колоссальной популярности турнира в азиатском регионе. На телеправах там английский футбол зарабатывает уже почти столько же, сколько в Европе. Поэтому даже середняк «Вест Бром» может обойтись новым владельцам недешево, зато на родине это привлечет гарантированное внимание.

Но не менее важным фактором для китайцев является «мянцзы» — то есть «репутация», «честь». Покупая большие клубы, они прежде всего покупают статус владельца легенды. Даже если сами они не болеют за конкретную команду, они могут понять ее значение для болельщиков. Кроме того, это может открыть дополнительные политические возможности, ведь президент Китая Си Цзиньпин — известный поклонник соккера.

Теперь взглянем на карту Европы пристрастным глазом покупателя из Китая. Английская премьер-лига — идеал, но, во-первых, там не так много выставлено на продажу, а, во-вторых, очень дорого. Поскольку даже средние клубы здесь способны генерировать реальный доход благодаря ТВ-сделкам (а теледоходы продолжают расти), если вам и уступят условный «Вест Бром», то придется раскошелиться. Бюджетные (относительно) варианты — только во втором дивизионе.

В сторону немецкой бундеслиги не стоит даже смотреть: в Германии законодательно запрещено владение командами иностранцами. В Испании к «Реалу» и «Барсе» страшно даже прицениваться, а остальные клубы сильно проигрывают двум грандам в популярности. Франция сейчас — страна одного клуба («Пари Сен-Жермен»), но он уже куплен катарцами. Остальные — не уровень, да и не продаются.

А в Италии в то же время выставлены на торги два действительно гранд-клуба (10 побед в Лиге чемпионов на двоих), причем за вполне подъемные деньги. «Интер» по оценке Forbes стоит $559 млн, «Милан» — $825 млн. Упустить такой шанс – одной сделкой получить статус владельцев легендарной команды, выйти на европейский рынок и аккуратно вывести часть активов из Китая – было бы непростительно.

Тем более китайцы наверняка думают о том, как реструктурировать покупки и заставить их если не приносить прибыль, то хотя бы самоокупаться – так, компания «Сунин» в 20-страничной презентации по случаю покупки «Интера», которую цитирует Reuters, заявляла о намерении создать спортивную «экосистему полного цикла». Возможно, клуб будет придерживаться заданной Тохиром стратегии разумной экономии – и это поможет оздоровить финансовую ситуацию, однако уже в это межсезонье «Интер» провел трансферную кампанию с размашистым убытком в €135,9 млн.

Так 20 ноября 2016 года – в день миланского дерби – фанаты «Милана» провожали Сильвио Берлускони. К следующему матчу с «Интером» он уже не будет иметь отношения к клубу

Что ждет «Милан» с  новыми владельцами – пока неизвестно. По информации ESPN, на 2-е и 13 декабря запланированы встречи совета директоров клуба, на которых будет финализирована сделка. Ожидается, что платеж в размере €440 млн будет сделан еще до 2 декабря. Кроме того, китайцы готовы погасить долги клуба (€220 млн).

«Имена инвесторов станут известны после завершения сделки. Она подтверждена, все деньги будут выплачены в срок. «Милан» — один из лучших клубов мира, с историей, полной успехов и славы. Фанатов «Милана» можно встретить по всему миру, особенно в Китае. Первые матчи серии А у нас показывали еще в 80-е, когда клуб и стал очень популярен», — рассказал представитель покупателей Хань Ли.

Китай меняет европейский футбольный ландшафт. Даже на сайте Deloitte можно скачать не только английскую, но и китайскую версию их ежегодного доклада. Китайцы скачивают. В Поднебесной сейчас живет 596 долларовых миллиардера. 10 лет назад было только 20.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+