К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спасительный запрет: как закалялась американская сталь

Фото Nathan Benn / Corbis via Getty Images
Фото Nathan Benn / Corbis via Getty Images
Статья об американских сталелитейных компаниях была опубликована в американском Forbes 28 ноября 1988 года

Американские сталелитейные компании теперь могут производить сталь для рынка США дешевле, чем их зарубежные конкуренты. Но почему же американцы снова призывают ввести квоты на импорт?

Президент компании USX (с 2001 года называется U. S. Steel. — Forbes) Дэвид Родерик высказывается о совокупной сталелитейной промышленности США: «Для американского рынка издержки производства в нашей компании относительно невелики. Похвастаться этим мы не могли последние 15 лет».

За годы сокращения инвестиций в отрасль общий объем производящейся в США стали упал на 30%: заводы, не приносившие прибыль, закрывались, а производители перестали снижать цены в погоне за американским потребителем. В то же время, начиная с 1982 года, чтобы повысить производительность оставшихся предприятий, промышленность вложила в них около $9 млрд. В 1988 году 60% американской стали производилось с помощью высокотехнологичных установок непрерывного литья. Для сравнения: в 1983 году этот показатель составлял лишь 32%. В 1988 году тонну стали можно было сделать за 5,5 человеко-часа, то есть на 39% быстрее, чем в 1981 году.

 

Стоимость производства тонны стали составляла в 1988 году $481, в 1982 году — $684 (за 6 лет эффективность производства увеличилась на 30%). А если посмотреть на расходы по погрузке, США опережает даже страны с самыми низкими издержками производства в мире: Тайвань, Южную Корею и Бразилию.

После долгих лет на отшибе финансовой системы акции сталелитейных компаний снова стали привлекательным капиталовложением. С 1982 по 1986 год общая сумма убытков сталелитейной промышленности составила $12 млрд. Однако уже в 1988-м прибыль всей отрасли прогнозировалась на уровне $2 млрд. В компании USX доходы за первые 9 месяцев 1988 года выросли на 157% до $598 млн, а в Bethelem Steel подскочили на 227% до $337 млн.

 

Благодаря капиталовложениям американские компании-производители смогли решить проблему низкого качества, которая долгие годы мешала развитию всей промышленности. Закупщик стали для компании Ford Дэниел Марион считает: «Направление отрасли кардинально изменилось». В 1983 году автогигант забраковывал 8% всего сырья, получаемого от американских поставщиков. В 1988 году доля забракованного материала составляла лишь 0,7%. С таким показателем американские производители стоят на одном уровне с японцами и сильно опережают европейцев, от которых отбраковывается 5%.

Американские сталелитейщики уже даже посматривают на другие обеспеченные рынки и планируют начать экспорт. К примеру, USX хочет в 1989 году экспортировать 1 млн тонн стали, хотя еще за два года до этого объем экспорта равнялся нулю. В Bethelem Steel экспорт в 1988 году по некоторым оценкам составит 150 000 тонн, а годом ранее компания отправила на зарубежные рынки 100 000 тонн стали. Президент компании Уолтер Уильямс полагает: «Если бы у нас было готово больше сырья, мы смогли бы увеличить объемы поставок вдвое».

Так зачем же сталелитейной промышленности квоты? Фрэнк Люрсен, президент компании Inland Steel, чьи заводы работают на 94% от полной мощности, считает: «Сегодня ликвидация квот не представляет серьезной угрозы для большинства производителей стали».

 

Люрсен говорит «сегодня» не просто так. Во всем мире сталелитейная промышленность страдает от переизбытка производственной мощности по отношению к фактически выпускаемой продукции (100 млн тонн, почти столько же, сколько могут произвести Соединенные Штаты). В случае мирового экономического спада неамериканским компаниям захочется ввозить сталь в США, чтобы их сотрудники просто не сидели без дела. Против такого развития событий активно выступают американские сталелитейщики. Они хотят снова ввести квоты на импорт после того, как в сентябре 1989 года перестанет действовать нынешнее соглашение. Назначать или снимать квоты может Торговое представительство США. Роберт Кэссиди, ответственный при ведомстве по вопросам торговли сталью, утверждает: «Квоты скорее всего станут одной из повесток дня для нового президента и его администрации».

Несмотря на разнообразное отношение к данному вопросу, Соединенные Штаты решительно настроены и полностью готовы предпринять протекционистские шаги против так называемой недобросовестной торговой практики. Мишель Галантер Эпплбаум, аналитик рынка металлов в компании Salomon Brothers полагает: «Во время спада производители с малыми издержками производства даже не заметят особой разницы, если конкуренты вдруг начнут продавать сталь на американском рынке по ценам ниже себестоимости».

В случае, если затея с квотами на импорт провалится, американские производители стали всегда могут забросать Комиссию по международной торговле и Министерство торговли США исками против демпинговой ценовой политики конкурентов из-за рубежа. Но заниматься этими делами очень обременительно, и они отнимают много времени, потому что жалобы рассматриваются по мере поступления и отдельно по каждой отрасли и стране. Президент Inland Steel Фрэнк Люрсен не в восторге: «Ведение каждого дела обходится в сотни тысяч долларов».

Сталелитейщики, в поте лица работающие на всю мощность да еще и срывающие голос, крича о возобновлении квот на импорт, представляют собой не самое приятное зрелище. Но если вспомнить о том, через что им довелось пройти, все становится предельно ясно.

Перевод Антона Бундина

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+