Капитализм не противоречит морали, ее в нем просто нет. Поэтому управлять им должны мы сами. Это дикий зверь, которого нужно приручить, капитализм должен служить нам, а не мы ему. Это моя философия в рамках проекта (RED), в котором участвуют различные корпорации, чтобы отчислять часть своих доходов на борьбу с ВИЧ и СПИДом. Такая мысль возникла после встречи с бывшим министром финансов США Бобом Рубином. Он сказал мне: «Вы должны рассказать американцам о масштабе проблемы и том, как они могут помочь. И подойти к этому необходимо так, как это делает Nike: они тратят на рекламные кампании $50 млн долларов». Я спросил: «И где нам достать столько денег?» Рубин ответил: «Вы неглупый человек. Сами разберетесь».
Мы и вправду разобрались. Я осознал: связываться с крупными компаниями, чтобы получить доступ к их более чем скромным бюджетам на благотворительность, не стоит затраченных усилий. Нам были нужны средства, которые они тратят на маркетинг и рекламу. Только представьте, сколько в рекламных отделах творческих личностей, которые с особой подачей информации помогли бы поддерживать актуальность и злободневность темы.
Борьба с ВИЧ весьма непростая задача. Активисты часто демонизируют корпорации, и прийти к этому очень легко. Но я считаю верхом глупости не признавать весь тот потенциал, который можно претворить в жизнь с помощью крупных компаний и сферы искусства и развлечений. На платформе проекта (RED) для борьбы со СПИДом на данный момент удалось собрать около $500 млн. А общественный отклик, полученный компаниями-участниками помог достучаться и до правительств многих стран. Вот где имеются по-настоящему большие деньги, начиная с 2002 года правительства, присоединившиеся к инициативе, выделили на борьбу со СПИДом и ВИЧ $87,5 млрд. Это и есть главная причина, по которой мы занимаемся проектом.
Самые эгоистичные люди, которых мне доводилось встречать, — артисты (в том числе и я), а самые бескорыстные занимаются бизнесом, как, к примеру, Уоррен Баффет. Поэтому я никогда не считал бизнес и культуру вещами, принципиально отличающимися друг от друга. Помню, однажды Бьорк сказала мне, что ее песни как работа плотника. Например, ее друг в Исландии делает стулья. Красивее ли, полезнее ли стул, чем песня? Зависит от стула. И от песни.
По моему мнению, на все то, что я делаю — как активист, как артист, как инвестор, — меня вдохновляет одно и то же.
Красивые мелодии очень похожи на великие идеи. Они запоминаются сразу. И приходят сами собой. Одно может плавно перетекать в другое. Не важно: песня это, бизнес или решение задачи, которая стоит перед малоимущими, — все это я делаю в едином порыве. Я постоянно нахожусь в поисках идеальной мелодии, ясной мысли. Мои друзья, а иногда коллеги по группе и члены семьи воспринимают это как раздвоение личности, хотя для меня искусство, бизнес и благотворительность неразделимы.