К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Портрет в интерьере: кто в России владеет капиталом в 2020 году

Портрет в интерьере: кто в России владеет капиталом в 2020 году
Наиболее влиятельными персонами в российской бизнес-среде продолжают оставаться те, кто сформировал свой капитал в 1990-е годы 

Российских владельцев капиталов по-прежнему мало в мировой бизнес-элите, они консервативны и мало вовлечены в глобальные бизнес-процессы. Об этом свидетельствуют результаты исследования Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково» «Портрет владельца капитала в России — 2020», с которым ознакомился Forbes.

Для проведения исследования специалисты центра изучили материалы, находящиеся в публичном доступе (публикации, интервью, статьи, соцсети), где владельцы капитала от $1 млн рассуждают о своей роли в обществе, бизнес-стратегиях и своем предназначении. По оценке центра, в России сегодня насчитывается около 250 000 семей, владеющих капиталом более $1 млн (включая неликвидные активы).

На сегодняшний день в России существует только два поколения владельцев капитала. В каждом поколении исследователи выделили три категории — «владею» (владельцы бизнеса), «управляю» (топ-менеджеры), «применяю» (нет бизнеса).

 

Бизнесмены и топ-менеджеры в свою очередь делятся на консерваторов (тех, кто представляет традиционные отрасли, не отрицают важность цифровизации, но редко публично заявляют о применении новых технологий в рамках своего бизнеса), трансформаторов (представляют традиционные отрасли, рассматривают цифровую трансформацию как возможность развития бизнеса, декларируют активное внедрение цифровых решений и наличие программы цифровизации) и новаторов (представляют инновационные отрасли, нацеленные на разработку новых продуктов и решений. Для них цифровые технологии являются основным инструментом). Те же, кто не занимается бизнесом, поделены на инвесторов, селебрити и родственников бизнесменов и наследников капиталов («семья»).  

При этом каждая из изученных категорий характеризуется еще и тем, как ее представители видят свою роль и позиционируют себя в экономическом пространстве — заняты ли они преимущественно проблемами своими и своего окружения («ближний круг»), берут ответственность за развитие и бизнес-процессы компании («компания»), ориентированы на помощь обществу, к примеру, создают благотворительные фонды («общество»), занимают «патерналистскую» позицию, считая себя ответственными за процессы, происходящие в стране («страна») или в рамках своей деятельности вовлечены в глобальные процессы («мир»).

 

Исследование показывает, что наиболее ярко среди российских предпринимателей и управленцев представлены консерваторы, именно настороженное отношение к инновациям и технологиям отличает российских владельцев капитала. «Российская модель управления более традиционна нежели инновационна, и именно это отличает российские компании от международных», — поясняет директор центра Алексей Анищенко.

«Сегодня в своей работе мы чаще встречаемся с образом владельца крупного капитала как бизнесмена, построившего свой бизнес в 90-е годы XX века, включенного в локальную конкуренцию. То же касается и топ-менеджеров у нас все еще мало примеров управленцев глобальных компаний с российскими корнями», — утверждают представители центра. При этом залогом выхода на глобальный уровень для отечественных предпринимателей аналитики называют готовность применять современные инновационные и цифровые решения.

Явно видна разница между вторым и первым поколением, подчеркивает Анищенко: во втором поколении много селебрити, но очень мало тех, кто участвовал бы в управлении бизнесом. Это говорит о том, что пока не прошла волна преемственности, а значит, в ближайшие 10-20 лет будет происходить передача капиталов, что повлияет на все отрасли экономики и может привести к перераспределению активов, говорится в исследовании. Причина этого кроется в том, что бизнесмены, строившие бизнес в 1990-е, старались оградить семью от тех рисков, которые несла их деятельность. «Они хотели, чтобы дети выросли счастливыми, а не богатыми», — говорит Анищенко. В то же время в российском обществе не принято в кругу семьи обсуждать вопросы денег и бизнеса, добавляет он. При этом бизнес был завязан на фигуру человека, на его способность решать проблемы и строить бизнес, а детей отправляли учиться за границу, чтобы они развивались в другом русле, говорит Анищенко: «Неудивительно, что дети часто не хотят продолжать заниматься бизнесом родителей, потому что они сформировались в другой культуре, сформировали другие интересы и хотят развиваться в другом направлении».

 

Подробнее о том, кто представляет эти группы, в нашей галерее.

Владельцы бизнеса. Первое поколение

Владельцы бизнеса. Первое поколение

Консерваторы: Вагит Алекперов (совладелец «Лукойла»), Виктор Семёнов (основатель «Белой дачи»), Павел Швец (основатель Uppa Winery)

Трансформаторы: Михаил Фридман (совладелец «Альфа-Группы»), Владимир Потанин (бенефициар «Интерроса», «Норильского никеля»), Алексей Нечаев (основатель Faberlic), Андрей Кривенко (сооснователь «ВкусВилла»)

Новаторы: Евгений Касперский (основатель «Лаборатории Касперского»), Игорь и Дмитрий Бухманы (создатели PlayRix), Павел Дуров (основатель Telegram), Аркадий Волож (сооснователь Yandex), Татьяна Бакальчук (владелец Wildberries)

Топ-менеджеры. Первое поколение

Топ-менеджеры. Первое поколение

Консерваторы: Валерий Гергиев (художественный руководитель Мариинского театра), Владимир Богданов (совладелец «Сургутнефтегаза»), Аркадий Новиков (основатель Novikov Group)

Трансформаторы: Виталий Савельев (бывший СЕО «Аэрофлота»), Cергей Когогин (генеральный директор КАМАЗ), Дмитрий Конов (председатель правления «Сибур Холдинга»), Владимир Рашевский (руководитель «Еврохима»)

Новаторы: Сергей Кравченко (президент Boeing в России и СНГ), Герман Греф (президент Сбербанка), Андрей Дубовсков (зампредседателя совета директоров АФК «Система»), Андрей Семериков (председатель совета директоров АО «ЭР-Телеком Холдинг»)

Нет бизнеса. Первое поколение

Нет бизнеса. Первое поколение

Инвесторы: Роман Абрамович (совладелец Millhouse), Леонид Богуславский (основатель RTP Global), Магомед Мусаев (владелец GVA, Forbes Russia), Cергей Галицкий (владелец «СН Капитала»), Сергей Белоусов (основатель Acronis), Олег Бойко (основатель Finstar Financial Group), Юрий Мильнер (владелец DST Global)

Селебрити: Мария Шарапова (владелец Sugarpova), Денис Мацуев (пианист), Александр Овечкин (хоккеист), Сергей Шнуров (музыкант), Регина Тодоренко (ведущая, блогер), Артём Дзюба (футболист)

Семья: Ирина Винер-Усманова (супруга Алишера Усманова, тренер), Наталья Водянова (модель, Фонд «Обнаженные сердца»), Наталья Давыдова (супруга совладельца «ХК Юэсэм» Ивана Стрешинского, блогер), Мария Елисеева (вдова Ильи Сегаловича, центр «Дети Марии»)

Владельцы бизнеса. Второе поколение

Владельцы бизнеса. Второе поколение

Консерваторы: Антон Федун (владелец Vintry & Mercer), Александр Фридман (основатель AFF Hookah)

Новаторы: Филипп Генс (владелец «Ланита»), Лев Волож (основатель Moscowfresh)

Топ-менеджеры. Второе поколение

Топ-менеджеры. Второе поколение

Консерваторы: Илья Куснирович (директор департамента маркетинга Bosco di Chilegi), Эмин Агаларов (вице-президент Crocus Group), Антон Семенов (генеральный директор «Белая дача Трейдинг»)

Трансформаторы: Андрей Гурьев — младший (генеральный директор «Фосагро»), Джахангир Махмудов (директор по трансформации УГМК)

Нет бизнеса. Второе поколение

Нет бизнеса. Второе поколение

Инвесторы: Александр Фролов (совладелец Target Global), Александр Винокуров (совладелец Marathon Group), Полина Юмашева (совладелец En+), Ксения Франк (президент Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко)

Селебрити: Тимати (продюсер), Алеся Кафельникова (модель)

Семья: Диана Манасир (блогер)

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+