Портрет в интерьере: кто в России владеет капиталом в 2020 году
Российских владельцев капиталов по-прежнему мало в мировой бизнес-элите, они консервативны и мало вовлечены в глобальные бизнес-процессы. Об этом свидетельствуют результаты исследования Центра управления благосостоянием и филантропии «Сколково» «Портрет владельца капитала в России — 2020», с которым ознакомился Forbes.
Для проведения исследования специалисты центра изучили материалы, находящиеся в публичном доступе (публикации, интервью, статьи, соцсети), где владельцы капитала от $1 млн рассуждают о своей роли в обществе, бизнес-стратегиях и своем предназначении. По оценке центра, в России сегодня насчитывается около 250 000 семей, владеющих капиталом более $1 млн (включая неликвидные активы).
На сегодняшний день в России существует только два поколения владельцев капитала. В каждом поколении исследователи выделили три категории — «владею» (владельцы бизнеса), «управляю» (топ-менеджеры), «применяю» (нет бизнеса).
Бизнесмены и топ-менеджеры в свою очередь делятся на консерваторов (тех, кто представляет традиционные отрасли, не отрицают важность цифровизации, но редко публично заявляют о применении новых технологий в рамках своего бизнеса), трансформаторов (представляют традиционные отрасли, рассматривают цифровую трансформацию как возможность развития бизнеса, декларируют активное внедрение цифровых решений и наличие программы цифровизации) и новаторов (представляют инновационные отрасли, нацеленные на разработку новых продуктов и решений. Для них цифровые технологии являются основным инструментом). Те же, кто не занимается бизнесом, поделены на инвесторов, селебрити и родственников бизнесменов и наследников капиталов («семья»).
При этом каждая из изученных категорий характеризуется еще и тем, как ее представители видят свою роль и позиционируют себя в экономическом пространстве — заняты ли они преимущественно проблемами своими и своего окружения («ближний круг»), берут ответственность за развитие и бизнес-процессы компании («компания»), ориентированы на помощь обществу, к примеру, создают благотворительные фонды («общество»), занимают «патерналистскую» позицию, считая себя ответственными за процессы, происходящие в стране («страна») или в рамках своей деятельности вовлечены в глобальные процессы («мир»).
Исследование показывает, что наиболее ярко среди российских предпринимателей и управленцев представлены консерваторы, именно настороженное отношение к инновациям и технологиям отличает российских владельцев капитала. «Российская модель управления более традиционна нежели инновационна, и именно это отличает российские компании от международных», — поясняет директор центра Алексей Анищенко.
«Сегодня в своей работе мы чаще встречаемся с образом владельца крупного капитала как бизнесмена, построившего свой бизнес в 90-е годы XX века, включенного в локальную конкуренцию. То же касается и топ-менеджеров — у нас все еще мало примеров управленцев глобальных компаний с российскими корнями», — утверждают представители центра. При этом залогом выхода на глобальный уровень для отечественных предпринимателей аналитики называют готовность применять современные инновационные и цифровые решения.
Явно видна разница между вторым и первым поколением, подчеркивает Анищенко: во втором поколении много селебрити, но очень мало тех, кто участвовал бы в управлении бизнесом. Это говорит о том, что пока не прошла волна преемственности, а значит, в ближайшие 10-20 лет будет происходить передача капиталов, что повлияет на все отрасли экономики и может привести к перераспределению активов, говорится в исследовании. Причина этого кроется в том, что бизнесмены, строившие бизнес в 1990-е, старались оградить семью от тех рисков, которые несла их деятельность. «Они хотели, чтобы дети выросли счастливыми, а не богатыми», — говорит Анищенко. В то же время в российском обществе не принято в кругу семьи обсуждать вопросы денег и бизнеса, добавляет он. При этом бизнес был завязан на фигуру человека, на его способность решать проблемы и строить бизнес, а детей отправляли учиться за границу, чтобы они развивались в другом русле, говорит Анищенко: «Неудивительно, что дети часто не хотят продолжать заниматься бизнесом родителей, потому что они сформировались в другой культуре, сформировали другие интересы и хотят развиваться в другом направлении».
Подробнее о том, кто представляет эти группы, в нашей галерее.