К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

В рейтинге самых дорогих компаний Рунета в этом году оцениваются только игроки, существование которых было бы невозможно без интернета ни в каком виде. Для площадок интернет-торговли составлен отдельный список.

Первое место в рейтинге самых дорогих компаний Рунета, как и в прошлом году, занял «Яндекс». Основанная Аркадием Воложем интернет-компания в этом году стоит уже $14,6 млрд. На второй строчке — Mail.ru Group (стоимость — $5,3 млрд). Третьи — электронная доска объявлений Avito ($3,9 млрд).

В рейтинг вошли компании, которые изначально делали ставку на бизнес в интернете, чьи продукты или услуги не могут существовать вне онлайн-среды. Учитывались игроки, созданные в России и оперирующие в основном на российском рынке. В рейтинге нет оценок объема российского бизнеса глобальных корпораций, а также компаний, преимущественно работающих в офлайне.

Для подсчета стоимости крупнейших интернет-компаний использованы данные по выручке (без НДС), которые предоставили сами компании, в иных случаях приведена оценка, полученная путем опроса экспертов и участников рынка. Капитализация публичных компаний приведена по данным биржи на 27 января 2020 года. Все прочие цифры по стоимости — экспертная оценка Forbes. Мы стремились оценить компании с точки зрения покупателя, а не продавца, поэтому предпочтение отдавалось более консервативным оценкам. Стоимость компаний рассчитана по мультипликаторам аналогов, сделкам, оценкам венчурных капиталистов.

 
1. Яндекс

1. Яндекс

Поиск, реклама, сервисы, интернет-торговля, такси

Стоимость: $14 640 млн

Руководитель: Аркадий Волож

Год основания: 2000

Сайт: yandex.ru

Прошедший год был непростым для «Яндекса». Летом 2019-го в Госдуму внесли законопроект, ограничивающий долю иностранных владельцев в значимых интернет-ресурсах. Капитализация компании на Московской бирже упала на $1,5 млрд. Менеджменту пришлось изменить структуру управления компанией, заранее согласовав ее с чиновниками и Администрацией президента. Также в прошлом году «Яндекс» купил сервис вопросов и ответов TheQuestion, сервис онлайн-бронирования ресторанов и услуг Bookform.

2. Mail.ru Group

2. Mail.ru Group

Почта, соцсети, игры, сервисы

Cтоимость: $5285 млн

Руководитель: Борис Добродеев

Год основания: 1998

Сайт: mail.ru

В 2019 году Mail.ru Group купила 60,33% образовательной платформы Skillbox и 11,7% компании «Алгоритмика», которая занимается разработкой обучающих курсов по программированию для детей. Сумму сделки стороны не раскрывают. Кроме того, совместно со Сбербанком создали платформу О2О-сервисов в сфере транспорта и еды. Также компания получила 15% в совместном предприятии с Alibaba Group, «Мегафоном» и РФПИ в сфере электронной коммерции — AliExpress Russia.

3. Avito

3. Avito

Доска объявлений

Стоимость: $3850 млн

Руководитель: Владимир Правдивый

Год основания: 2007

Сайт: avito.ru

Крупнейший сайт бесплатных объявлений в России, основанный предпринимателями из Швеции Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. По данным сервиса «Яндекс Радар», ежемесячная аудитория сайта в 2019 году превысила 47 млн человек, то есть увеличилась по сравнению с 2018 годом более чем на 10 млн человек. В ноябре 2019 года на сайте было размещено 59 млн активных объявлений. Каждую секунду на сайте совершается примерно две сделки.

4. QIWI

4. QIWI

Платежные сервисы

Стоимость: $1160 млн

Руководитель: Борис Ким

Год основания: 2007

Сайт: qiwi.com

Основной владелец платежного сервиса QIWI Сергей Солонин в январе покинул пост гендиректора компании и стал председателем совета директоров, он также продал 2% акций компании за $25,7 млн. В конце 2019 года QIWI продала сеть из 2300 постаматов QIWI Box логистическому оператору PickPoint, оставив себе управление IT-платформой взаимодействия с терминалами. Также стало известно, что компания может полностью или частично продать Рокетбанк.

5. HeadHunter

5. HeadHunter

Поиск работы

Стоимость: $1150 млн

Руководитель: Михаил Жуков

Год основания: 2000

Сайт: hh.ru

HeadHunter занимает лидирующие позиции среди сайтов по поиску работы в России и странах СНГ. Весной 2019-го компания разместила свои акции на бирже NASDAQ — ее оценили в $675 млн. За два дня после IPO капитализация HeadHunter выросла на четверть, а теперь она превышает $1 млрд. Незадолго до выхода на биржу компания купила 25% сервиса по автоматизированному подбору персонала Skillaz. Сумма сделки составила 232 млн рублей. Выручка HeadHunter, по оценке Forbes, в 2019 году составила 7,7 млрд рублей.

6. 2GIS

6. 2GIS

Сервис геолокации

Стоимость: $320 млн

Руководитель: Александр Сысоев

Год основания: 1999

Сайт: 2gis.ru

2GIS — картографический сервис, выпускающий одноименные электронные справочники с картами городов. Его создал предприниматель из Новосибирска Александр Сысоев. Сервис работает более чем в 500 городах. Ежемесячно 2GIS пользуются 49 млн человек. В 2015 году сервис привлек $40 млн от Baring Vostok и венчурного фонда ru-Net Holdings Леонида Богуславского, им принадлежит 20% и 2,3% соответственно. Зарабатывает 2GIS на продаже рекламы компаниям, чьи магазины отмечены на картах.

7. Rambler Group

7. Rambler Group

Реклама, сервисы, онлайн-медиа

Cтоимость: $305 млн

Руководитель: Рафаэль Абрамян

Год основания: 2013

Сайт: ramblergroup.com

Группа была основана в мае 2013 года в результате слияния холдингов Александра Мамута («СУП Медиа») и Владимира Потанина («Рамблер-Афиша»). Летом 2019-го 46,5% Rambler Group купил Сбербанк, по оценкам, за 9–11 млрд рублей. По словам главы Сбербанка Германа Грефа, инвестиции пошли на развитие холдинга, их небольшая часть — на погашение долга перед банком «Траст». В Rambler Group входит порядка 40 проектов, включая «Афишу», Lenta.ru, Gazeta.ru, LiveJournal и онлайн-кинотеатр Okko.

8. ivi

8. ivi

Онлайн-видео

Стоимость: $255 млн

Руководитель: Олег Туманов

Год основания: 2010

Сайт: ivi.ru

Аудитория крупнейшего российского онлайн-кинотеатра ivi, по данным самой компании, в 2019 году составляла в среднем 48,4 млн уникальных пользователей в месяц. Компания не раскрывает структуру своих собственников. Известно, что среди акционеров, помимо Олега Туманова, есть «Интеррос», фонды Baring Vostok, ru-Net, Tiger Global и Buran Ventures, Frontier Ventures. В 2019 году миноритарием стал консорциум во главе с Российским фондом прямых инвестиций и арабским фондом Mubadala.

9. Eruditor Group

9. Eruditor Group

Онлайн-рекрутинг, онлайн-образование

Стоимость: $225 млн

Руководитель: Егор Руди

Год основания: 2006

Сайт: eruditor-group.com

Eruditor Group объединяет в Рунете известный сервис Profi.ru, а также проекты Zoon.ru (Илья Мутовин) и «Руки» (Алексей Пламаделов). Каждая из площадок предлагает более 10 000 видов услуг фрилансеров и индивидуальных предпринимателей в нескольких областях — репетиторство, ремонт, красота и здоровье, спорт — во всех крупных городах России и Казахстана. Сервисы зарабатывают на комиссии с оказанных услуг. В 2019 году через сервисы группы осуществлено около 10 млн заказов.

10. Aviasales

10. Aviasales

Путешествия

Стоимость: $180 млн

Руководитель: Макс Крайнов

Год основания: 2007

Сайт: aviasales.ru

Сервис для поиска и бронирования авиабилетов Aviasales принадлежит структуре Go Travel Un Limited со штаб-квартирой на Пхукете. В 2019 году к российскому и казахстанскому рынкам, на которых работал Aviasales, прибавились Узбекистан, Киргизия, Азербайджан, Белоруссия, Украина и Танзания. В 2020 году компания запустила услугу «Евротуры», с помощью которой пользователи могут найти оптимальный маршрут по нескольким городам Европы.

11. 1С-Битрикс

11. 1С-Битрикс

Сервисы

Стоимость: $135 млн

Руководитель: Сергей Рыжиков

Год основания: 2007

Сайт: 1c-bitrix.ru

«1С-Битрикс» занимается разработкой системы управления сайтами и онлайн-проектами. Среднемесячная посещаемость ресурса, по данным самой компании, в 2019 году составила 2,7 млн человек. Среди клиентов федеральные розничные сети, банки, страховые и производственные компании, госорганизации. Компанию основали Сергей Рыжиков («Битрикс») и Борис Нуралиев («1С»). «Битрикс» и «1С» владеют компанией поровну.

12. ЛитРес

12. ЛитРес

Магазины цифровых книг

Стоимость: $130 млн

Руководитель: Сергей Анурьев

Год основания: 2005

Сайт: litres.ru

Группа компаний «ЛитРес» включает несколько сервисов для чтения электронных книг и прослушивания аудиокниг. Библиотека сервиса содержит более 1 млн наименований на русском и иностранных языках. Пока электронные книги занимают всего 11–12% от общего рынка продаж книг, но «ЛитРес» прогнозирует рост продаж в сегменте и даже думает о расширении на рынки соседних стран. «ЛитРес» купила 51% эстонской платформы по оптовой продаже электронных книг EDRK.

13. Skyeng

13. Skyeng

Онлайн-образование

Стоимость: $130 млн

Руководитель: Георгий Соловьев

Год основания: 2012

Сайт: skyeng.ru

Онлайн-школа английского языка Skyeng запустилась в 2012 году. Обучение проходит на собственной образовательной платформе Vimbox, на ней работают примерно 10 000 преподавателей и около 100 000 учащихся. В середине 2017 года компания запустила курс английского языка для детей от трех до 17 лет. А в августе 2019 года — онлайн-школу по математике для учащихся 2–11-х классов. За счет новых направлений, на развитие которых ушло около $4 млн, Skyeng надеется увеличить долю на рынке онлайн-образования.

14. TalentTech

14. TalentTech

Онлайн-образование, онлайн-рекрутинг

Стоимость: $120 млн

Руководитель: Андрей Митюков

Год основания: 2017

Сайт: talenttech.ru

Технологическая компания, выросшая из подразделения инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова. TalentTech развивает бизнес по трем направлениям: EdTech, HRTech и сервис для самозанятых. В группу входит 12 проектов в области образования и трудоустройства, в том числе «Нетология», «Фоксфорд», «Ремонтник.ру», FL.ru, Potok, JungleJobs. Примерно 80% выручки TalentTech обеспечивает «Нетология-групп», которая специализируется на онлайн-образовании детей и взрослых.

15. CarPrice

15. CarPrice

Онлайн-аукцион

Стоимость: $115 млн

Руководитель: Денис Долматов

Год основания: 2014

Сайт: carprice.ru

Сервис по продаже подержанных автомобилей через онлайн-аукционы основала группа предпринимателей, включая Оскара Хартманна и финалиста проекта Forbes «30 до 30» Эдуарда Гуриновича. В 2015 году CarPrice привлек инвестиции от Baring Vostok, по состоянию на середину 2019 года фонды были основным акционером с долей 27,2% акций. В конце января Baring Vostok совместно с РФПИ объявили о новых инвестициях в сервис. По данным на январь 2020-го, через CarPrice продано 120 000 автомобилей.

16. Циан Групп

16. Циан Групп

Доска объявлений

Стоимость: $115 млн

Руководитель: Максим Мельников

Год основания: 2001

Сайт: cian.ru

За последние пять лет портал cian.ru превратился в сверхпопулярный сервис по аренде и продаже недвижимости. Ежемесячно сервис посещают свыше 12 млн человек. В 2018 году ЦИАН объявил о запуске сервиса одобрения ипотеки от банков: покупатель заполняет анкету онлайн, выбирает предложение, отсылает в банк сканы документов и получает согласие или отказ. У компании два офиса и 500 сотрудников. Акционер ЦИАН — фонд «Эльбрус Капитал».

17. Superjob

17. Superjob

Поиск работы

Стоимость: $115 млн

Руководитель: Анастасия Чучалова

Год основания: 2000

Сайт: superjob.ru

Портал по поиску работы Superjob 20 лет назад запустил Алексей Захаров, владевший разработчиком сайтов «Триумвират Девелопмент». В 2019-м сервис запустил виртуального ассистента, который помогает кандидату составить резюме и увеличить его шансы по поиску работы, по данным Superjob, на 30%. У рекрутингового портала есть собственное издание «Зарплатомер», которое ежемесячно выпускает обзор заработных плат по рынку. По разным оценкам, Superjob занимает 20–30% на рынке онлайн-рекрутинга.

18. ESforce

18. ESforce

Киберспорт, онлайн-медиа

Стоимость: $110 млн

Руководитель: Эмин Антонян

Год основания: 2015

Сайт: esforce.com

ESforce — крупнейший киберспортивный холдинг в Европе. Компания владеет студией Ruhub, чей канал по Dota 2 в прошлом году первым среди российских каналов вошел в топ-5 самых просматриваемых на стриминговой платформе Twitch. Компанию создали в 2015 году Антон Черепенников и Александр Кохановский. В начале 2018-го за $100 млн (за вычетом долга) ее выкупила Mail.ru Group. В июле 2019-го Mail объявила о передаче доли 51% в ESforce компании Modern Pick в рамках соглашения о партнерстве.

19. Дром.ру

19. Дром.ру

Доска объявлений

стоимость: $100 млн

руководитель: Алексей Фищенко

год основания: 1999

сайт: drom.ru

Один из крупнейших автомобильных интернет-порталов начинался как доска объявлений по продаже праворульных японских машин, созданная жителем Владивостока Алексеем Фищенко. Со временем сайт стал популярен в Сибири, а затем и в европейской части России. Сегодня Drom.ru совмещает форумы, новости и объявления о продаже запчастей и автомобилей и занимает 17-е место в России по трафику. В феврале 2019 года Drom.ru обвинил конкурента «Авто.ру» в копировании своих объявлений.

20. B2B-Center

20. B2B-Center

Электронные торги

Стоимость: $95 млн

Руководитель: Денис Патрунин

Год основания: 2002

Сайт: b2b-center.ru

Сервис соединяет покупателей и поставщиков по корпоративным закупкам, помогает проводить тендеры и аукционы. Среди клиентов — «Роснано», «Автоваз», «Мегафон», «Мечел». Средняя ежемесячная аудитория сайта — более 500 000 человек. За все годы работы на площадке прошло торгов суммарно более чем на 18 трлн рублей. В 2019 году с поста генерального директора компании ушел основатель Александр Бойко. Его место занял Денис Патрунин, который был его замом по правовым вопросам.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+