Названы страны мира с лучшей репутацией. Россия оказалась между Нигерией и Пакистаном
Если бы вам предложили провести две недели в Новой Зеландии или неделю в Иране, что бы вы предпочли? Если вы выбрали первое, с большой вероятностью на вас повлияло ваше восприятие репутации каждой страны. Но как формируется репутация страны? Большую роль играют события, которые попадают в заголовки прессы, а также экономические и экологические условия и многое другое. Сознательно или бессознательно, люди учитывают эту репутацию, когда решают, где открыть свое дело, где жить и куда ездить отдыхать.
«Репутация определяет, станут ли люди поддерживать страну своими действиями. Хорошая репутация означает больший объем экспорта, инвестиций и большее число туристов, — говорит Николя Жорж Трэд, операционный директор Reputation Institute (RI), фирмы, которая занимается измерением репутации и ее управлением. С 2008 года RI публикует Country RepTrak, ежегодное исследование репутации стран на основе опроса граждан государств «большой семерки» и России. «Это выражение мнения населения мира, восприятие со стороны крупнейших экономик», — объясняет директор RI по вопросам репутации Стивен Хан-Гриффитс.
Всего RI оценивал 55 стран, Россия заняла 51-ю строчку. Ниже оказались только Саудовская Аравия, Пакистан, Иран и Ирак, а соседом сверху по рейтингу оказалась Нигерия (50-е место).
«В 2018 году страны столкнулись с падением доверия и снижением репутации в целом, — говорит Хан-Гриффитс. — Возможно, страны изменили свою публичную риторику и то, как они позиционируют себя по отношению к остальному миру, возможно, ослабло скрытое геополитическое напряжение или улучшилась социальная обстановка, но все это лишь незначительно повысило глобальную репутацию стран, которую мы измеряли».
Попадание некоторых стран в верхнюю часть списка может удивить. Канада, например, несмотря на новость о том, что премьер-министр Джастин Трюдо трижды появлялся в гриме браунфейс и блэкфейс, поднялась на одну строчку и заняла шестое место. Это можно объяснить тем, что исследования для рейтинга проводились еще до того, как об этом стало известно, — в марте-апреле 2019 года.
Первое место второй год подряд занимает Швеция. «Неудивительно, что Швеция на первом месте, потому что она проделала невероятную работу над подачей своей страны», — говорит Хан-Гриффитс. Он имеет в виду списки фактов и путеводителей под общим названием
История, о которой говорит он, — списки фактов и путеводители «Поделиться Швецией» (Sharing Sweden), разработанные Шведским институтом, специальным госучреждением, задача которого состоит в том, чтобы работать над восприятием страны за рубежом. «Швеция справилась с тем, чтобы общаться с миром централизованно, — говорит Жорж Трэд. — Большинство стран посылают миру разрозненные сигналы».
Швеция давно известна своей системой всеобщего доступа к здравоохранению, а ее усилия по достижению гендерного равенства позволили ей добиться одних из лучших в мире показателей гендерного равенства в оплате труда: шведские женщины зарабатывают 82 цента на каждый доллар, заработанный их коллегами-мужчинами. Над сокращением гендерного разрыва в оплате труда эффективно работают также Швейцария, Норвегия, Финляндия и Новая Зеландия, которые заняли второе, третье, четвертое и пятое места в рейтинге этого года.
При измерении репутации страны RI учитывает, располагает ли конкретное государство развитой экономикой, привлекательным состоянием экологии и эффективным правительством. В прошлом такие характеристики, как красота, культура, дружелюбие и образ жизни, играли центральную роль в определении общественного мнения, однако в этом году важное значение приобрел еще один фактор. «Потребность в эффективном правительстве стала непропорционально важной, — говорит Хан-Гриффитс. — Дело не только в эстетической привлекательности страны — может быть, вы и хотите там жить, работать и отдыхать, но хорошо ли ею управляют?»
Взять, к примеру, Великобританию, которая опустилась на две строчки, до 18-го места. Причина этого — отчасти в глобальном скептицизме по поводу компетентности парламента. «Мы наблюдаем поляризацию настроений вокруг бренда Великобритании. Все началось в 2016 году с референдума по поводу Brexit. На фоне затянувшихся переговоров об условиях выхода из ЕС уважение к королевству в мировом сообществе с 2016 года ослабло», — говорит Изадора Леви, старший менеджер по исследованиям в RI.
Еще одна страна, репутация которой падает с 2016 года, — США. В этом году страна опустилась на две строчки, до 36-го места. Выше Америки оказались даже Филиппины, которые заняли 35-е место, несмотря на режим президента Родриго Дутерте. «Репутация Филиппин немного выше, чем у США, но статистически они на одном уровне с точки зрения репутации, и поэтому разницу не следует считать значительной, — говорит Хан-Гриффитс. — Тем не менее этот результат указывает на недостаток эмоциональной привлекательности бренда США». В отличие от Великобритании, которая, хоть и занимает далеко не звездные позиции на глобальном уровне, смогла сохранить поддержку среди большинства собственных жителей, США, похоже, лишились доверия как на международном уровне, так и внутри страны: возможно, в результате националистической риторики, которая временами слышна от Белого дома. «Ощущается дисбаланс: экономика процветает, дела у бизнеса идут отлично, но зачем это все? Чьи интересы действительно представляет правительство?» — задается вопросами Леви. «США стоят на этическом и моральном распутье, — добавляет Хан-Гриффитс. — Недостаточно иметь развитую экономику — важно, как вы помогаете обществу двигаться в правильном направлении».
Но ни одна страна не столкнулась с таким ухудшением репутации, как Венесуэла, которая оказалась на 49-м месте. Доверие к латиноамериканскому государству, несомненно, пошатнули многие годы экономических, гуманитарных и политических кризисов. Дополнительным негативным фактором служит длящееся уже почти год противостояние между президентом Николасом Мадуро и лидером оппозиции Хуаном Гуаидо. По словам Хан-Гриффитса, ни тот ни другой не смогут восстановить репутацию Венесуэлы.
Методология
Чтобы составить этот список, RI опросил более 58 000 людей всего в семи странах — Канаде, Франции, Германии, Италии, Японии, России, Великобритании и США — в период с марта по апрель 2019 года. Были рассмотрены 55 стран, которые располагали наибольшим валовым внутренним продуктом и были знакомы хотя бы 51% населения стран «большой восьмерки».
Перевод Натальи Балабанцевой