Чемпионат мира по футболу 2018 года не только принес много положительных эмоций болельщикам, но и существенно увеличил прибыль международных гостиничных сетей в России. За время проведения чемпионата 11 городов посетили около 5 млн иностранных туристов. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), почти все номера отелей удавалось реализовывать по максимально разрешенной цене. Это особо отметили управляющие гостиницами в регионах.
«В Екатеринбурге латиноамериканцы и египтяне бронировали номера через свои турфирмы, и отели смогли продать их по самой высокой — в рамках постановления правительства — цене, — рассказала представитель РСТ Ирина Тюрина. — Японцы, шведы и французы предпочитали бронирование через онлайн-сервисы, что немного снизило доходы». А в Саранске, например, по ее словам, не хватило номерного фонда, чтобы разместить всех желающих: «Гостиницы были забиты 12 суток, загрузкой даже пришлось поделиться с соседними городами, Пензой и Ульяновском».
Почти все постояльцы отелей были иностранцами, многие из них останавливались в отелях международных сетей. Благодаря этому загрузка в сетевых гостиницах в летние месяцы стала рекордной, а в среднем по году — намного выше обычной. В Москве лидером за два месяца соревнований среди сегментов гостиничного рынка был люксовый. По данным компании JLL, он нарастил показатель загрузки на 12% к прошлому году, до 86%. По динамике средней цены за номер тоже всех опередил люксовый сегмент, зафиксировавший 4-кратный рост, до 71 200 рублей. По доходности на номер люксовые отели увеличили показатель на 366%, до 60 900 рублей.
Санкт-Петербург третий год подряд показал в летние месяцы высокий уровень загрузки, но в целом, как отметили в JLL, чемпионат не принес ожидаемых результатов отельерам Северной столицы. «Судя по динамике показателей отдельных сегментов рынка, в этот период в Петербурге был преимущественно низкобюджетный спрос, чемпионат отпугнул традиционных туристов. Москва же, безусловно, выиграла, полностью оправдав прогнозы как по росту цены, так и по росту загрузки», — говорит руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL в России и СНГ Татьяна Веллер.
Несмотря на разные результаты, обоим городам удалось нарастить доходность номеров в первые два месяца этого лета, правда, разными темпами: в Москве доходность на номер поднялась на 224%, до 19 100 рублей, в Санкт-Петербурге она выросла только на 9%, составив 9300 рублей.
Международные отельные сети готовились к чемпионату мира четыре года. В Москве было введено 5400 брендированных гостиничных номеров, в Санкт-Петербурге — более 1100. «Это была борьба за дорогого во всех отношениях гостя в условиях растущей конкуренции и растущего качества предложения на рынке», — считает Татьяна Веллер.
Повторить рекорды цен и загрузки этого лета столичным и региональным сетевым отелям вряд ли удастся в ближайшем будущем.
Как мы считали
В рейтинге представлены международные гостиничные сети с объектами размещения на территории России. Место каждого участника определяется на основании предполагаемого (на основании мнения экспертов) оборота от продаж номеров во всех объектах сети в 2018 году. Доходы от других видов бизнеса не рассматривались. Непосредственный доход сети (в форме франшизных платежей или платы за управление, выплачиваемых собственниками зданий гостиничным сетям) в учет не принимался. Мы опираемся на информацию, предоставленную сетями, а также на данные консалтинговых компаний, отраслевых интернет-ресурсов (hoteladvisors.ru, hotelexecutive.ru, hotelier.pro), Российского союза туриндустрии, Федерального агентства по туризму Минэкономразвития, региональных органов власти.