Места «зеленой энергии»: континент Илона Маска, китайские солнечные батареи и немецкие ветряки

Вышел новый ежегодный индекс
Индекс насчитывает 40 стран, во внимание принимаются такие факторы как макроэкономические условия, потребность в энергии, энергетической необходимости, политическая поддержка ВИЭ, уровень реализации проектов и технологический потенциал.
Китай уже второй год подряд — самая привлекательная страна для инвестиций в возобновляемые источники энергии. В Поднебесной солнечная энергетика растёт невероятно высокими темпами. Только за первые три месяца 2017 года в Китае ввели в эксплуатацию новые солнечные электростанции и домашние солнечные панели общей мощностью 7,21 ГВт. За этот период страна произвела 21,4 млрд КВт/ч солнечной энергии, что примерно на 80% больше, чем в первом квартале прошлого года. Китай сейчас строит крупнейшую в мире солнечную электростанцию, которая состоит из 6 млн солнечных панелей и мощность которой составит не менее 2 ГВт.
Пятёрка лидеров осталась без изменений: за Китаем следуют Индия, США («просевшие» на 3-е место из-за спорной политики Дональда Трампа), Германия и Австралия. Франция, заявившая амбициозные планы на развитие возобновляемой энергетики, поднялась на шестое место. Россия в индекс не попала.
Во второй десятке — Аргентина, Канада, Марокко, Дания, Нидерланды, Турция, Италия, Бразилия, Египет и Португалия.
Китай планомерно замораживает развитие угольной генерации и начал массово выводить из эксплуатации старые угольные станции. Страна как минимум до 2020 года не будет строить новых теплоэлектростанций на угле, общая мощность которых составила бы 150 ГВт. А за последние полгода китайские солнечные батареи произвели 21 ГВт энергии.
Цель Индии — выработать 100 ГВт солнечной энергии к 2022 году — удерживает ее на втором месте в индексе, несмотря на сомнения в способности реализовать эти громкие заявления.
США за последний год «просели» на третье место — из-за смены политического курса и ставки Дональда Трампа на неограниченную добычу ископаемого сырья. Он не разделяют веру в теорию глобального потепления, спровоцированного выбросами CО2, хотя именно Америка считается основным источником выбросов углерода. 1 июня 2017 года американский президент объявил о выходе США из Парижского соглашения по климату, обосновав это экономическими выгодами для страны. Трамп обещал возродить угольную промышленность США, создать новые рабочие места, вывести экономику страны на новый уровень развития. Администрация президента Трампа намерена отказаться от плана «Чистой энергии» Барака Обамы, призванного сократить выбросы в атмосферу парниковых газов теплоэлектростанциями.
Тем не менее частные инвестиции и корпоративные инициативы — драйвер энергетической трансформации в США. Facebook обязуется к 2018 году довести долю возобновляемой энергии в энергетическом обеспечении своего глобального бизнеса до 50%. А новый дата-центр корпорации Цукерберга в городке Папилион в штате Небраска будет на 100% обеспечиваться «чистой и возобновляемой энергией».
Германия — лидер ветроэнергетики Евросоюза. После Китая и США немецкий рынок ветроэнергетики — следующий крупнейший рынок. Страна располагает практически третью от всех установленных мощностей ветровых станций Европейского союза. Кроме того, Германия (хотя она не может сравниться с Китаем, США или Индией) — безусловный «солнечный» лидер в Европе, отмечается в исследовании E&Y.
На Австралию пал выбор Илона Маска и энергетических экспериментов Tesla — страна привлекает солнечной погодой и благоприятным инвестиционным климатом. Солнечные батареи позволяет экономить миллионы долларов, поэтому австралийское правительство всячески поддерживает масштабные проекты в «зеленой энергетике». В июле Илон Маск выиграл тендер на создание в Австралии крупнейшего в мире аккумулятора. Миллиардер обещал построить крупнейшее энергохранилище еще в марте. Тогда он предложил спор: если Tesla не построит станцию за 100 дней, то она возьмет все расходы на себя.
Франция (на 6-м месте) обогнала Японию и Чили и вплотную подошла к пятерке лидеров, благодаря новым проектам, которые активно поддерживает президент страны Эммануэль Макрон.
Японские ученые из института Института науки и техники в Окинаве разработали систему турбин, которые будут выполнять подобную бетонным блокам функцию, рассеивать энергию морских волн, защищая от них линию побережья. Но при этом, большая часть рассеиваемой энергии будет превращаться в электричество, которое затем будет подаваться в общие энергетические сети. «Если расположить эти турбины на 1% береговой линии, то они смогут вырабатывать порядка 10 ГВт, что эквивалентно энергии от 10 атомный станций», — рассказывает о проекте профессор института Тсумору Шинтаке.
Опыт Чили действительно удивительный — страна сумела довести объем энергии, получаемой от солнечной и ветровой энергетики до 14% общего энергобаланса страны. Хотя эти показатели планировались к 2020 году, они достигнуты уже сейчас. Эксперты считают, что опыт Чили может быть успешно внедрен в России.
Мексика к 2030 году может увеличить долю возобновляемых источников энергии в собственном энергобалансе до 21 % с 4,4 %, зафиксированной в 2010 году.
Альтернативные источники энергии произвели 29,8% общего объема электричества в Соединенном Королевстве за первые 3 месяца 2017 года. По правительственной статистике Великобритании, чуть меньше трети электричества в стране вырабатывается за счет ветра, солнца и других «чистых» источников энергии.