Допинговое преследование российского спорта началось с легкой атлетики: немецкий журналист Хайо Зеппельт к концу 2014-го снял разоблачительное кино про круговорот допинга среди российских легкоатлетов, их тренеров, врачей и покрывающих все это безобразие чиновников. В августе 2015 года вышла следующая серия обвинительного фильма, потом было расследование ВАДА, подтвердившее все претензии Зеппельта, и – как следствие – коллективная дисквалификация. Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) временно исключила из своего состава Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА), отстранив тем самым всех легкоатлетов из России от любых международных турниров (даже юношеских).
России предъявили целый список условий для восстановление членства в ИААФ, однако до сих пор старания российской стороны (формально выполнившей многие требования – в частности, полностью сменилось руководство федерации) не оценили.
Незадолго до Олимпиады в Рио ИААФ разрешила атлетам из России подать индивидуальные заявки на участие в Играх – под нейтральным флагом. Это значит никакой национальной символики на экипировке спортсмена во время соревнований, а в случае победы – флаг и гимн МОК.
Десятки обращений российских атлетов были отвергнуты, и лишь прыгунья в длину Дарья Клишина, которая тренируется в США (и таким образом соответствовала строгому критерию ИААФ – два года на момент подачи заявки жить и тестироваться на допинг не в России), получила разрешение выступить в Рио.
В январе 2017 года ИААФ опубликовала новую версию требований к российским легкоатлетам для допуска на международные турниры (по-прежнему – строго под нейтральным флагом): теперь спортсмен-соискатель не обязательно должен был проходить допинг-тестирования вне России.
С тех пор ИААФ получила около сотни заявок. На данный момент допуск оформили 10 легкоатлетам (плюс Клишина, выступавшая в Рио, и допинг-информатор Юлия Степанова – за заслуги в борьбе за чистоту спорта), 17 обращений были отклонены, остальные – находятся на рассмотрении. При этом ИААФ подчеркивает, что лишь дает право спортсменам выступать под нейтральным флагом (то есть флагом международной федерации), а решение об участии/неучастии того или иного атлета принимают организаторы соревнований.
Легкоатлетический сезон стартует в начале мая: все, кто подавал заявки, готовились к нему в дежурном режиме – Минспорта оплачивал сборы и прочие необходимые для тренировок расходы. Затраты на участие в коммерческих соревнованиях несут обычно сами спортсмены (или организаторы – если речь идет о звездах), а выступление на чемпионатах Европы и мира нейтральным атлетам из России, вероятно, оплатит госбюджет.