От «Славнефти» до газовых тарифов: пять «войн» между Минском и Москвой
Беспошлинные поставки российской нефти в Белоруссию увеличатся с 13 апреля только в том случае, если Минск доплатит за поставленный газ, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович (его слова передает РИА «Новости»). Ранее заместитель главы белорусского правительства Владимир Семашко сообщил, что Минск договорился с Москвой о возобновлении ежегодных поставок нефти в объеме 24 миллиона тонн до 2024 года включительно не позднее 13 апреля.
В понедельник президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко договорились о том, как будет урегулирован нефтегазовый спор двух стран, который длится с начала 2016 года. Минск считал цену на российский газ несправедливой и в одностороннем порядке стал платить меньше. Россия, в свою очередь, заявила о снижении беспошлинных поставок нефти в Белоруссию. В Москве связали это как с недоплатой за газ, так и с недопоставками нефтепродуктов в Россию.
Начиная с середины «нулевых» и года не проходит, чтобы между Москвой и Минском не разразился очередной экономический конфликт, а то и настоящая торговая «война». Почему между Россией и Белоруссией, формально входящими в состав единого союзного государства постоянно «искрит»?
Ответов много. Вот один из них: с некоторого времени (говоря точнее, с момента возобновления геополитической напряженности c Западом) экономические вопросы в отношениях с Белоруссией оказались теснейшим образом переплетены с внешнеполитическими. А внешняя (она же гео-) политика для сегодняшнего российского руководства ключевой приоритет.
Сложно представить, какие аргументы мог бы использовать Александр Лукашенко (или его представители) торгуясь по цене на газ с ельцинским окружением, тем же Александром Волошиными или Валентином Юмашевым. А вот что говорит и (о чем красноречиво молчит) Лукашенко в ходе «торговли» с Владимиром Путиным — совершенно очевидно. Про НАТО, военное сотрудничество, реинтеграцию постсоветского пространства, позиции Лукашенко по Украине и так далее.
Итог: если в конфликте вокруг «Славнефти», разразившемся на заре правления Владимира Путина мнение белорусского президента было проигнорировано, то сегодня у Александра Лукашенко в экономических вопросах, затрагивающих российско-белорусские отношения, есть «золотая акция» и право голоса. Как глава Белоруссии ими пользуется — в галерее Forbes.