К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Купи отечественное: место России на карте мирового авиапрома

Купи отечественное: место России на карте мирового авиапрома
Титан, теплообменники и детали для шасси — что российские компании поставляют международным гигантам самолетостроения

Самолет — слишком сложная и дорогая конструкция, чтобы с ней справиться в одиночку, поэтому большинство воздушных судов производят в международной кооперации. Если посмотреть на карту мира с точки зрения авиапрома, то страны, а точнее, компании той или иной страны, имеют свою «специализацию». Россия тоже есть на этой карте. Чуть ли не в каждом иностранном самолете есть производственный и интеллектуальный вклад россиян.

Как Россия вовлечена в глобальное гражданское самолетостроение — в фотогалерее Forbes.

Читать также: Как мировой авиапром зависит от России

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images. Посетитель авиасалона Farnborough перед стендом«ВСМПО-Ависмы»

Около 60% поставок продукции из титановых сплавов корпорации «ВСМПО-Ависма» идет по долгосрочным контрактам с производителями самолетов и двигателей — Airbus, Boeing, Embraer, Bombardier, СОМАС, AVIC, Rolls-Royce, Safran и пр. Выручка корпорации за шесть месяцев 2016 года составила  $665 млн. Почти 80% выручки дали клиенты из Европы, Северной Америки, Азии.

Fyodor Borisov·Transport-Photo Images. Шасси самолета A380

Европейский Airbus получает около 50% титана от «ВСМПО-Ависмы». Титан идет на все самолеты Airbus, включая А320neo, А350 XWB и А380. Первый контракт между Airbus и «ВСМПО-Ависмой» появился в 1993 году. Самый крупный контракт в истории сотрудничества компаний — на $4 млрд — был в подписан в 2009 года; действует до 2020-го.

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images. Airbus и «ВСМПО-Ависма» на авиасалоне МАКС-2015

В 2015 году Airbus и «ВСМПО-Ависма» договорились о поставках детали более сложной обработки для шасси самолета А350-900. В планах «ВСМПО-Ависмы» — сосредоточиться на продукции с высокой добавленной стоимостью: механическая обработка титановых деталей, изготовление готовых подузлов и узлов.

Alexander Mishin·Transport-Photo Images. Boeing 777-300ER авиакомпании «Аэрофлот»

Американский Boeing получает от «ВСМПО-Ависмы» 35% необходимого титана; он используется в самолетах B737, В747, В777 и В787 Dreamliner. Компании сотрудничают с 1997 года. В 2014 году Boeing и «ВСМПО-Ависма» продлили контракты до 2022 года. В следующем десятилетии сумма закупок изделий из российского титана достигнет $18 млрд, сообщил «Ведомостям» президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко.

Boeing. Cовместное предприятие Boeing и «ВСМПО-Ависмы»

В 2009 году Boeing и «ВСМПО-Ависма» открыли совместное предприятие с равными долями Ural Boeing Manufacturing (UBM). UBM производит первичную механическую обработку деталей для  В737, В777 и В787. В декабре 2016 года Boeing и «ВСМПО-Ависма» объявили о расширении предприятия UBM. Партнеры планируют открыть новый завод в 2018 году в особой экономической зоне «Титановая долина» (Свердловская область).

Yury Kirsanov·Transport-Photo Images. Embraer-195 компании «Саратовские Авиалинии»

Для бразильского Embraer «ВСМПО-Ависма» — единственный поставщик титана. «Компании находятся друг от друга на очень большом  расстоянии. Но, несмотря на это, мы поставляем заказчику продукцию отличного качества и точно в срок. Мы очень давно работаем с Embraer», — говорит начальник управления маркетинга и продаж титановой корпорации Антон Кантор. Embraer назвал «ВСМПО-Ависму» поставщиком 2016 года в номинации «Сырье».

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images. Стенд ARJ21 на авиасалоне Airshow China

«ВСМПО-Ависма» обеспечивает титаном и  китайский авиапром — Aviation Industry Corporation of China (AVIC) и Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC). С первой корпорацией контракт действует до декабря 2019 года, со второй — до декабря 2021. Титановые полуфабрикаты идут, в частности, на пассажирские самолеты COMAC — региональный ARJ21 (конкурент российского самолета Sukhoi Superjet 100) и среднемагистральный C919 (конкурент МС-21).

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images. Посетитель авиасалона МАКС и реактивный двигатель

«ВСМПО-Ависма» активно работает с европейскими производителями авиадвигателей Rolls-Royce и Safran, закрывая их потребности в титане на 30% и 50% соответственно. У титановой корпорации есть три контракта с Rolls-Royce о поставках продукции в 2016-2025 годах общей стоимостью $300 млн. В 2016 году новые соглашения были подписаны и с Safran, с которым «ВСМПО-Ависма» сотрудничает 15 лет (суммы не раскрываются).

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images. Самолеты A320 на заводе Airbus в Тулузе, Франция

«В среднем каждый третий самолет семейства A320 оснащается компонентами, изготовленными на Иркутском авиационном заводе», — говорится на сайте «Иркута» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию). «Иркут» делает для А320 комплекты ниши передней стойки шасси. Серийные поставки по контракту начались в 2007 году. Объемы увеличиваются: в 2013 году завод ежемесячно делал 9 самолето-комплектов, а в последние два года — 12. За время сотрудничества Airbus получил из Иркутска около 900 комплектов. Также из Иркутска A320 получает килевую балку и направляющую закрылку.

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images, Самолеты компании «Волга-Днепр» на авиасалоне Farnborough-2016

В 2016 году транспортная авиакомпания «Волга-Днепр» и Boeing объявили о финальном согласовании контракта на 20 грузовых самолетов В747-8F каталожной стоимостью $7,6 млрд (что, по данным Bloomberg, спасло программу B747 от закрытия). Одновременно компании подписали соглашение о долгосрочной логистической поддержке: «Волга-Днепр» в интересах Boeing возит комплектующие и оборудование. Предыдущее  логическое соглашение было подписано в 2007 году, сумма не раскрывалась. Журнал Flight Global писал про $1-1,2 млрд.

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images, B787 и A380 на авиасалоне МАКС

С 1995 года совместное предприятие «Хамильтон Стандарт — Наука» (учредители — UTC Aerospace Systems и НПО «Наука») в Москве и Тверской области производит теплообменники для систем кондиционирования воздуха гражданских самолетов. Среди клиентов — Airbus, Boeing, Bombardier, Embraer и т. д. А совместное предприятие Liebherr Aerospace и «Гидромаша» — «Либхерр – Аэроспейс Нижний Новгород» (создано в 2007 году) — делает блоки клапанов систем управления полетом для А380, элементы шасси А350 XWB, элементы гидравлической системы для всех программ Airbus, сообщает европейский авиапроизводитель.

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images. Сборочный цех A350 в Тулузе, Франция

В 2003 году в Москве начал работать инженерный центр «Икар» — совместный проект Airbus и группы компаний «Каскол» Сергея Недорослева (51% на 49%). Для Airbus это стало первым конструкторским бюро за пределами ЕС. Центр стартовал с 25 сотрудниками, сейчас их более 200. Инженеры «Икара» участвуют во всех программах Airbus: для семейства А320neo проводят расчеты центроплана и фюзеляжа на прочность; отвечают за проектные работы по поддержке серийного производства А350-900 и А350-1000; вовлечены в программу модернизации семейства А330 и т.д. В 2015 году 45% акций «Икара» у «Каскола» купила компания «РТИ», подконтрольная бизнесмену Владимиру Евтушенкову.

Leonid Faerberg·Transport-Photo Images. Cборочный цех B787 в Сиэтле, США

Boeing основал в Москве конструкторский центр в 1998 году. Сначала работало всего 12 инженеров, теперь — 250 штатных сотрудников и 1200 инженеров на аутсорсинге. Это самый большой за пределами США конструкторский центр Boeing, который принял участие более чем в 250 проектах. С 2000 года российские  инженеры вовлечены во все программы Boeing, включая проект по созданию первого в истории гражданского авиапрома самолета из композитных материалов Boeing 787 Dreamliner. По словам Кравченко, Boeing планирует закупить российских инженерных и IT-услуг примерно на $5 млрд.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+